В документальный фильм войдет видеоматериал о трех самолетах, которые находятся в постоянной экспозиции музея.

«Героями» документального фильма, который снимает Центральное телевидение Китая, телеканал CCTV, станут Ту-144, Ту-104 и Ил-86. Все три самолета входят в экспозицию Ульяновского музея авиации. Картина, которую снимают китайцы, расскажет об истории создания воздушных судов разных типов.

— К нам обратились с просьбой организовать съемку для главного телеканала КНР. По счастливой случайности, все три самолета, которые нужны были для фильма, находятся в нашем авиамузее. Мы с радостью согласились — это отличный шанс рассказать на международном уровне о том, что в нашем городе есть объект с уникальной экспозицией. Поэтому прописали в условиях съемок просьбу о том, чтобы в сценарии появилась информация не только о самолетах, но и о нашем музее, — рассказал руководитель Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин.

Организовать съемки для китайского ТВ оказалось не так-то и просто. Для того, чтобы получить доступ к самолетам, пришлось обращаться за разрешением в Росавиацию. Процесс согласования занял полторы недели. Съемочной группе, которую возглавил ульяновский режиссер Сергей Бурцев, разрешили доступ только в один самолет — Ту-144. Ил-86 оказался в слишком плачевном состоянии, а для доступа к Ту-104 не нашли парапета.

— Китайцы также попросили организовать интервью с экспертами, которые рассказали о самолетах. В съемках приняли участие директор авиамузея и специалист из Ульяновского института гражданской авиации, — уточнил Денис Ильин.

Отснятый материал ульяновцы переправили в Москву. Ориентировочно, фильм будет показан на Центральном телевидении в октябре.

Что за самолеты снимали в Ульяновске для CCTV?

Ту-104

Это первый советский и один из первых в мире реактивных пассажирских самолетов. На протяжении трех лет, с 1956 по 1958 год был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

Самолет, попавший в экспозицию ульяновского аваиамузея, выпущен 6 ноября 1956 года. Он эксплуатировался Московским транспортным управлением ГА (а/п Внуково), затем его передали в Узбекское территориальное управление Аэрофлота, а следом — в авиацию ВМФ, на Северный флот. Воздушное судно переделали в вип-конфигурацию.

С августа 1981 года Ту-104 стоял на приколе на Кольском полуострове. За 20 дней его отреставрировали до летного состояния. Последний полет самолет совершил 31 октября 1986 года из Шереметьево-2 в Ульяновск.

Ту-144

Это первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, который поднялся в небо 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше французского конкурента — «Конкорда». Воздушное судно вобрало в себя лучшие достижения советского авиапрома. Так, например, посадочная скорость до приемлемых значений в 400 километров в час снижалась уникальным для гражданских самолетов способом: посредством отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.

Ульяновский Ту-144 — один из семи Ту-144, которые уцелели на сегодняшний день. Наш самолет летал по маршруту «Москва - Алма-Ата», причем, полет длился всего два часа (Ил-62 преодолевал это расстояние за 4,5 часа). Билет на самолет стоил 68 рублей, против 48 рублей на обычный самолет.

Эксплуатация Ту-144 оказалась нерентабельной — стоимость перелета не покрывала затраты на расход топлива и дорогое обслуживание. 1 июня 1978 года, через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Что ценно, в ульяновском Ту-144 сохранился оригинальный интерьер, салон и кабина.

Ил-86

Ил-86 считается первым и самым массовым советским пассажирским широкофюзеляжным самолётом. Его производили в Воронеже с 1980 по 1997 год.

Всего было выпущено 106 самолётов, три воздушных судна отправили на экспорт в Китай.

Ульяновский Ил-86 — единственный, который входит в музейную экспозицию. Его построили в 1983 году, а эксплуатировала самолет Ульяновская ШВЛП. В авиамузей Ил- 86 передали с налетом в 13 тысяч часов.

Виктория Чернышева