Наблюдательные молодые люди посещают городские супермаркеты, находят на прилавке просроченные товары, снимают их и свои разговоры с администрацией на телефон и выкладывают видео на YouTube. 73online.ru они рассказали, зачем такие рейды нужны.

Стихийное народное движение по контролю за торговлей в магазинах просроченными товарами сейчас развивается во многих городах России. Благо для участия надо немного - час свободного времени и телефон с видеокамерой, а найти просрочку нетрудно - она наверняка есть и на полках ближайшего супермаркета.

Дошла эта мода и до Ульяновска: на YouTube были выложены ролики, снятые Данилом Назаровым и Кириллом Молчановым в супермаркетах Нового города. На них ребята набирают почти по полной тележке продуктов с просроченным сроком годности, по ходу дела интересно общаясь с продавцами и администрацией магазина.

Сотрудница магазина: "Молодые люди, фотографировать не разрешено".

Данил Назаров: "Не разрешено? А я себе разрешаю".

Сотрудница магазина: "Что значит "я себе разрешаю"? Съемка запрещена!"

Данил Назаров: "Хорошо, хорошо. Я себе разрешаю".

Сотрудница магазина (после паузы): "Сейчас отправим… (неразборчиво)".

Данил Назаров: "Отлично, вызывайте. Федеральный закон мне съемку запрещал? Нет, не запрещал. А все, что не запрещено законом, то разрешено, правильно? Значит, съемка в общественном месте разрешена".

Сотрудница магазина: "Это не общественное место, а место "Пятерочки".

Данил Назаров и его оператор смеются и шутят на тему снижения баллов за общительность персонала.

Стоит отдать должное сотрудникам "Пятерочки": когда недовольная видеосъемкой продавщица привела администратора магазина, та повела себя совсем иначе. Ничего не запрещая и не устраивая скандала, признала факт просрочки, извинилась и тут же, под видеозапись, уничтожила все просроченные продукты (яйца с истекшим сроком годности охранник протыкал ножом для резки бумаги). Все разошлись, вполне довольные друг другом.

Всегда ли его рейды заканчиваются так благодушно и что его побуждает их проводить, Данил Назаров рассказал 73online.ru:

- Мотивация у меня, я считаю, самая гражданская: общество должно не только надеяться на государственные органы контроля, но и само заботится о том, чтобы его не травили некачественными продуктами. Свой первый рейд я провел в семейном "Магните" на проспекте Сурова, обнаружил там продукты для детей с просрочкой. Для детей! Естественно, меня это возмутило, добился того, чтобы их с прилавка убрали, и как-то втянулся в это дело, начал ходить по супермаркетам, проверять, контролировать. Человек я не конфликтный, поэтому выработал такую систему взаимодействия с администрацией магазинов: в первый раз я прошу уничтожить товары у меня на глазах, если замечаю просрочку в том же магазине во второй раз - пишу в жалобную книгу, в третий раз - пишу обращение в Роспотребнадзор. Всего я так проверил около семи магазинов, некоторые по многу раз. Кстати, сотрудники магазинов, видимо, ценят, что я скандалов не ищу и тоже всегда ведут себя корректно, с кулаками пока никто не бросался. В разговорах "не под запись" объясняют просрочку на прилавках тем, что у них мало сотрудников и времени не хватает. Как будто эти трудности дают им право продавать людям некачественный товар.

Специально для 73online.ru Данил Назаров на основе своего опыта составил рейтинг сетевых супермаркетов по количеству найденной в них просрочки: "В "Гулливере" почти никогда ничего не находим, в "Пятерочке" находим часто, но не так много, плачевнее всего ситуация в "Магните", а из "Ленты" мы как-то четыре тележки просрочки за раз собрали". На вопрос, не является ли целью его деятельности раскрутить себя как блогера на хайповой теме, Данил ответил, что стать известным блогером он, конечно, не против, но это не главная его цель: "Первые свои проверки я вообще не снимал, у меня тогда и команды не было. Сейчас друзья подключились, помогают как операторы и монтажеры, но многие отснятые ролики мы все равно не выкладываем, потому что они некачественные или уже неактуальные. Так что не ради хайпа все это делается. Мне и моим друзьям просто нравится чувствовать себя неравнодушными гражданами, которые пытаются изменить к лучшему мир вокруг".

Мы попросили прокомментировать рейды жителей Заволжья гендиректора АО "Гулливер" Елену Сорокину:

- У нас существует собственная служба проверки качества продукции, в том числе и по сроку годности, мы серьезно об этом беспокоимся, это вопрос нашей репутации. Поэтому мы можем только приветствовать, если покупатели будут помогать нам в этом деле. Но это с одной стороны, а с другой - очень часто такие проверки "с телефоном и для YouTube" превращаются в унижение наших сотрудников, их оскорбляют, над ними смеются, на них наклеивают ярлыки. У нас работает 6 тысяч человек, это живые люди, делающие непростую работу, и мне, конечно, не может понравится, если кто-то будет искать себе популярности за их счет. Поэтому если эти ребята проверяют наши магазины с искренним желанием помочь нам и нашим покупателям, то мы им только благодарны. Но если они пришли посмеяться над нашими сотрудниками, обозвать и обвинить их ради кликов и лайков, то этого я, конечно, одобрить не могу.

Александр Стрельцов