Ульяновские рокеры устроили настоящий праздник в ККК «Современник». Сюда, чтобы поздравить с 12 днём рождения местную хеви-метал-группу «Голодный зверь», залетел Беркут. Артур Беркут, бывший фронтмен легендарных российских рок-команд «Автограф» и «Ария». «73online.ru» узнал, почему музыкант не любит слово «провинция», в чём он был неправ в молодости и что нужно, чтобы стать звездой российского «митола».
Продакшн и казначейские билеты
Концерт задержали на полчаса. И сразу же сломали традицию. Обычно приглашённая звезда подаётся «на сладкое», как главное «блюдо». Но Беркут открыл коллаб почти часовым акустическим выступлением. Исполнил композиции своего собственного проекта, которому уже четверть века, а также такие культовые хиты «Автографа» и «Арии», как «Пират», «Мертвая зона», «Головокружение» и другие. Солистом легендарных групп в Ульяновске Артур бывал и раньше, причём, неоднократно. Но это выступление, по его словам, было особенным:
— Концерт есть концерт. Один номер, три номера — неважно. Если ты выходишь не сольно, а с тобой ещё какая-то команда, то, во-первых, звук может замылится. И, во-вторых, на сборниках, по каждому конкретному выступлению судят обо всём концерте. Особенно, как в Ульяновске, где я первым номером. И не подвести ульяновских коллег — это гораздо больше ответственности. А ребят из «Голодного зверя» я хорошо знаю. Я был педагогом по вокалу у руководителя и солиста «Голодного зверя».
Заехал Беркут проездом, без ночёвки и потому с минимальным райдером — чай, кофе и печенье с конфетами в гримёрке. Сразу после ульяновского концерта вместе с «голодными зверьми» отправился на ещё одно совместное выступление в Самару. Он любит провинцию. А вот само это слово — не очень:
— Талантливые люди, как и настоящий рок, везде одинаковы. Для меня лично вообще не существует понятия «провинция» в рок музыке. Если это профессионально, то нет разницы, где играть.
— Но ведь можно 20 лет играть в Ульяновске и не стать Артуром Беркутом или группой «Ария»?
— Тут дело в продакшне и количестве казначейских билетов. К музыке и творчеству это не имеет отношения. Не только за МКАДом огромное количество команд, которых, может быть, никто и никогда не услышит. В Москве такая же история. Важно, чтобы сами музыканты понимали и знали, что они хотят. А то сейчас в целом такая тенденция — играть и петь просто, чтобы пробиться и заработать денег. Поэтому и такое огромное количество кавер-версий на сегодняшний день.
Думал, что так будет до конца жизни
Легенда рок-музыки с профилем пернатого хищника, подарившего Артуру Михееву из известной советской цирковой династии звучный сценический псевдоним приехал в Ульяновск без своей любимой жены и по совместительству директора Оксаны. Поэтому, например, не смог не обратить по-джентльменски внимания на опоздавшую зрительницу в шикарной белой шляпе, решившую к тому же демонстративно прогуляться между первым рядом и сценой. Охотно вступал в диалог со зрителями, которых, кстати, в «Современнике» оказалась негусто — от силы человек 200. По этому поводу Беркут даже пошутил: мол, как на концерте во Дворце спорта.
За кулисами охотно вспоминал годы, проведённые в «Автографе» и, как он выразился, в «группе из четырёх букв»:
— «Автограф» это для меня самое начало. Причём, сразу в прогрессив-роке, который сегодня уже не каждый может сыграть. Во времена «Автографа» я был очень молод. Не совсем понимал, с какими музыкантами меня сводит судьба, на каких площадках я имею счастье работать.
Он выходил на одну сцену с Аллой Пугачёвой, Жанной Бичевской, Джеймсом Тейлором, Бонни Рэйтт, Джоном Маклафлином, Хэдом Мюрреем, Кенни Роджерсом, группами «Glass Tiger» и «Santana». Выступал не только перед ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС, но и в лучших залах и на самых больших площадках Англии, Франции, Дании, Австрии, Финляндии, Германии, Швейцарии, Канады и США. В Америку он даже уехал 35 лет назад, подписал контракт с американским продюсером. Но ненадолго, контракт закончился и Артур вернулся. Теперь вспоминает:
— Я-то ведь думал, что так будет всегда, до конца жизни. Но всё приходит к завершению и это немного обидно.
В «Арии» он стал не первым и не последним вокалистом. Но таким, которого запомнили:
— Я всегда всё пел по-своему, — признаётся Артур. — Это кому-то не нравилось. Но просто тупо копировать кого-то для меня означает потерять своё собственное лицо. Исчезает харизма даже та, которая была. При этом оригинальное исполнение всегда будет лучше.
А ещё Беркута периодически путают с кем-то из медийных коллег:
— В их числе Юрий Лоза, Валерий Кипелов, и даже Игорь Саруханов. Абсолютно различные типажи. Но я уже привык.
Владислав Стасов