Кирилл Чернов – молодой, но уже преуспевающий ульяновский бизнесмен, владелец и практикующий мастер кожевенной мастерской Handsel. Он выполнял заказы для Анатолия Бакаева, Руслана Гайнетдинова и Сергея Морозова. Мечтает подарить портфель, сделанный своими руками, президенту. Готовится запустить обучающие курсы для детей. Как 27-летний парень пришел к успеху и почему кошельки его работы стоят до 14 тысяч рублей, в нашем материале.
Многим в Ульяновске Кирилл уже знаком: он был соведущим дуэта «Doit», а сейчас параллельно работает коммерческим директором сети ресторанов RMH, «ГудЛанч», «Русские Ёлки» – энергии у молодого человека хватает на все. Однако в России и за ее пределами Чернова знают в первую очередь как владельца кожевенной мастерской «Handsel», этому ремеслу парень отдал вот уже 4 года. Хотя в бизнес по изготовлению изделий из кожи, по признанию Чернова, он попал скорее случайно.
Первые деньги
Кирилл родился и вырос в Ульяновске: учился в гимназии №33, занимался в театральном кружке под руководством тогда еще педагога школы Екатерины Убы, получил специальность инженера-энергетика в УлГТУ.
Первые деньги парень заработал еще в 14 лет, и с тех пор успел опробовать разные сферы – официант, грузчик, повар, представитель компании RaGroup (сетевой маркетинг). После второго курса специалитета вместе с другом начал работать в сфере ивента – шоу-дуэт «Doit» проводил свадьбы, юбилеи, корпоративы. Кирилл и сегодня готов стать ведущим, но не каждого мероприятия – может себе позволить выбирать события и сценарии по душе.
На последних курсах университета Чернов заинтересовался кожевенным бизнесом: друг показал пару изделий из кожи, которые сделал сам. Кирилл вдохновился и решил пробовать новое. Вместе парни объехали ульяновские магазины, поняли, что «тема не развита», и вложились в перспективное дело. Свое первое сшитое из кожи изделие Чернов помнит до сих пор – это была сумка, на тщательную проработку которой ушло 8 дней. Сейчас, конечно, процесс идет быстрее.
– Получилось все в принципе само собой, – вспоминает предприниматель. – Я думал о том, какой бизнес начать. Думал – что, я всегда буду вести праздники? В плане ивента рынок в Ульяновске насыщенный. Когда я пошел в кожевенный бизнес, думал, что это круто – можно своими руками что-то созидать и оставлять после себя в истории планеты материальный след, действительно качественный.
Начало пути
Первым «офисом» предпринимателей стала однокомнатная квартира Кирилла, купленная в строительном варианте: вокруг были бетонные стены. Парни поставили стол, стулья, постелили палас, приобрели первые образцы кожи и инструменты и начали экспериментировать. Клиентов находили среди друзей, через соцсети и на специализированных площадках типа «Ярмарки мастеров». Потом хорошую службу сослужило сарафанное радио – об изделиях, которые делали ребята, начали говорить.
– Мне нравилось, что мы можем сделать человеку уникальное предложение, создавать продукт именно для него. К примеру, любит клиент зеленый цвет – мы можем предложить ему зеленые нитки. И такой вещи не будет больше ни у кого. Вот что меня радовало, – рассказывает Чернов.
Поначалу сырье брали на российских заводах, заказывали шкурами. Постепенно расширяли ассортимент, зарегистрировали бренд «Handsel». За это время Кирилл проехал по многим заводам, увидел все процессы и технологии своими глазами.
– Лучшая кожа, конечно, итальянская. Еще есть хорошая американская кожа. Если брать наши заводы, то это Рязань, – объясняет бизнесмен.
Вместе с напарником Кирилл проработал полгода-год, а после пути разошлись: как это часто бывает, видение дальнейшей судьбы компании и объема вложенных усилий было разным. Чернов продолжил дело в одиночку, а его компаньон уехал в Китай. О новом напарнике задумался сразу же, многих обучил кожевенному делу, но партнерских отношений ни с кем не сложилось. Сейчас ряд функций типа рекламы, маркетинга закрывают помощники и привлеченные специалисты.
Как это устроено
Сегодня мастерская «Handsel» расположена в ТЦ «Звезда» на ул. Октябрьская, 22г – именно там создаются шедевры из натуральной кожи. Кроме мастерской на арендуемых площадях находятся склад готовой продукции и шоу-рум. Известность бренда принесла плоды – часто люди приходят, чтобы купить качественный кошелек или сумку в подарок, да побыстрее. Поэтому часть продукции Кирилл решил шить не только под заказ, но и на шоу-рум.
Но индивидуальный пошив по-прежнему составляет большую часть объема работы. Вместе с клиентом Чернов проговаривает все детали эскиза, выясняет, с чем и куда будут носить изделие, что будут класть внутрь – много бумаг, ноутбук, печати, ключи, телефоны? Где будет клиент появляться с этим портфелем? С каким костюмом или одеждой носить? После совместно выбирается кожа, нитки и фурнитура. На всех этапах – строгий контроль качества, чтобы все получилось точно по техническому заданию.
– Я обрисовываю модели сам, – рассказывает бизнесмен. – Иногда эскизы рисуют заказчики, за что я им благодарен – это новая модель, интересные решения. С этим и проще, и сложнее работать, поскольку надо делать именно так, как заказали. Был один парень, он на миллимитровке нарисовал технический эскиз с указанием размеров, радиусов скругления. Это было увлекательно.
Все изделия Чернов шьет из натуральной телячьей кожи – она более износостойкая, имеет приятную фактуру и в целом выглядит солиднее, объяснил мастер. Сырье заказывает на лучших российских заводах, а итальянскую – у перекупщиков, чтобы не тратить время на растоможку и логистику. После пошива – финишная обработка, покрытие дополнительными маслами и пропитками. К слову, на все изделия Чернов дает пожизненную гарантию: как он сам говорит, уверен в качестве и может себе это позволить.
В месяц через «Handsel» проходит в среднем 5-6 тысяч кв. дециметров кожи. Но все зависит от заказов.
Портфель для президента
Самый большой заказ, который выполнила мастерская – 25 больших чемоданов для сотрудников компании Nemak. Он был и одним из самых долгих по времени – производство заняло месяц, поскольку и объем был большой, и модель – новая. Самый «быстрый» заказ отнял у Чернова 8 часов непрерывной работы – тогда он шил портфель. В среднем же не сильно сложные портфели изготавливаются за 4-5 дней.
Сложность изделия влияет не только на скорость его изготовления, но и, главное, на цену. Стоимость складывается из количества кожи, фурнитуры; если требуется филигранная проработка мелких деталей. В среднем, к примеру, кошельки стоят 4900 рублей, а самый дорогой – 13000. Портфель обойдется в цену от 8 до 40 тысяч рублей, и заказывают их достаточно часто. Оно и неудивительно: основной клиент Чернова – предприниматели и чиновники. Был даже один представитель российского дворянства.
– Мой клиент – это человек, который ценит свое время, себя и свой статус. Допустим, смотришь на человека – у него из одинаковой кожи ремешок для часов, ремень для брюк и туфли – чувствуется, что человек следит за собой, за окружающим его пространством, с ним надежно и хочется работать.
Кирилл успел поработать со многими «сильными мира сего», среди его клиентов Анатолий Бакаев, Руслан Гайнетдинов, Руслан Мухаметзянов, Александр Синеркин… Есть один человек, который получил бы любое изделие от мастерской Чернова бесплатно – Владимир Путин. Это цель и мечта молодого предпринимателя – сделать портфель для президента.
О ценах
У кожевенного бизнеса, говорит Кирилл, довольно низкий порог входа – до 200 тысяч рублей. Но доступным и простым дело кажется только на первый взгляд, здесь огромное количество нюансов.
Во-первых, вся соль не только в качестве кожи, но и в ее обработке. Здесь уже появляются дополнительные затраты, которые и делают изделия от «Handsel» удовольствием премиального уровня.
Химию Чернов использует итальянскую, американскую и японскую – все высшего качества. К примеру, одна бутылка нанорефлектора в спрее (водоотталкивающей пропитки) стоит 1800 рублей за 700 мл. Хватает такого «пузырька» портфелей на 10. А банка воска на 15 мл обходится в 900 рублей. Фурнитура по цене не уступает пропиткам.
– Есть один портфельный рамочный замок, который защелкивается, он стоит 700 рублей, – поясняет Кирилл. – То есть если на портфеле стоит два замка, как многие любят, то это уже 1400 рублей только за замки без всего – без работы, кожи… Молнии у нас есть японские, так называемый «акулий зуб». Есть молнии еще круче, которые мы используем – «YKK», там 10 см стоят 70 рублей. Плюс сама «собачка» до 150 рублей, покупается все по отдельности: сначала молнию метражом (условно, больше метра, потому что никому неинтересно меньше), потом на молнии покупаются.
Нитки в «Handsel» используют японские, вощеные – в среднем одна катушка стоит 700 рублей. Нитками этой же компании шьют такие бренды как Hermes и Louis Vuitton. Иголки каждый месяц мастерская закупает штук по 20 – они часто ломаются. Но самое главное и бесценное в бизнесе, конечно, руки мастера – все изделия отшиваются вручную. Вложенные силы окупаются пока не с лихвой, но довольно неплохо: средний оборот компании – 400-600 тысяч рублей, а расходы – 200 тысяч в месяц.
Не конкуренты, а партнеры
В тех, кого Кирилл успел обучить ремеслу, он, в отличие от многих, видит потенциальных партнеров. В пример приводит известную сеть пиццерий «Додо» и планируется выстраивать работу по похожему принципу.
– Знаешь, что интересно? Пицца «Додо». Ее владелец поставляет своим партнерам все – коробки, соусы по самым низким ценам. Он сам сформировал себе огромный рынок сбыта, – поясняет Чернов. – Представляешь, если у тебя 300 компаньонов, у которых общая цель – сделать сеть лучше? Я хочу создать группу компаний, некий синдикат, который специализировался бы на кожевенном деле: производстве продукции из натуральной кожи, торговле кожей, обучении ремесленным профессиям. Я хочу монетизировать каждый процесс. И в этом можно видеть не только материальную выгоду. Ведь когда человек создает что-то своими руками, он и на себя начинает по-другому смотреть – как на творца, ответственного за то, что происходит вокруг. Может, тогда люди и мусорить меньше начнут (улыбается – прим. авт.).
Также в амбициозных планах Чернова – сделать ребрендинг компании, обновить дизайн производимых изделий. В сторону расширения сделан первый шаг – мастерская начала этим летом начала продавать футболки со своим логотипом. Они, конечно, не отшиваются Кириллом вручную, а заказываются на производстве, поэтому скорее считаются сувениром.
Но по-настоящему важный шаг Чернов готовится сделать в ближайшее время – запустить программу мастер-классов для детей, где ребята научаться кожевенному мастерству. По предварительным расчетам, курс будет стоить 7 тысяч рублей и длиться месяц. А за это время Кирилл постарается привить ученикам любовь к работе своими руками.
текст: Татьяна Лисицына
фото из личного архива Кирилла Чернова