Новый руководитель ульяновских колоний, бывший начальник знаменитого "Черного дельфина" полковник Сергей Балдин попал в неудобное положение через месяц после назначения. В одной из камер СИЗО-1 на улице 12 Сентября произошло ЧП — скончался один из осужденных, 32-летний Павел Ярмушов. Адвокат и родственники утверждают, что он умер насильственной смертью: его, возможно, истязали охранники изолятора, о чем говорят множественные гематомы, переломы и порезы на теле мужчины. В УФСИН сообщают, что назначена прокурорская проверка, материалы дела переданы в Следственный комитет.

Как рассказала правозащитник Елена Стулова, 25 июня 2020 года Заволжский районный суд признал Павла Ярмушова виновным по нескольким уголовным статьям: кража, разбой, уклонение от административного надзора, хранение поддельных денег. Дал 7 лет колонии со штрафом в 150 тысяч рублей. Ярмушов вину не признал.

По словам Стуловой, за год пребывания в СИЗО-1 Павла так и не этапировали в колонию из-за нового уголовного дела. Якобы он вступил в конфликт с охраной, оказал сопротивление, и его обвинили в дезорганизации работы учреждения. Материалы поступили в Железнодорожный районный суд. Близкие говорят, что Павел заступился за сокамерника, когда на того напали охранники: "Сотрудник замахнулся, Павел зацепился за руку, его оттолкнули, и он упал. Никакого насилия не было".

Стулова утверждает, что последнюю неделю перед смертью Павел по непонятным причинам провел в спецблоке. 17 июля в три часа утра он умер в общей камере — об этом его матери Ирине Клюкиной сообщили телефонограммой следующим вечером. Ярмушова отправили на вскрытие в морг на ул. Сурова, медики дали заключение — смерть насильственная: от тупого удара случилось кровоизлияние в мозг. Елена Стулова рассказывает, что видела труп в морге при подготовке к похоронам — на теле нет живого места. "Из СИЗО никто не выходит на связь, все отмалчиваются, мы не знаем, проводится ли внутреннее расследование. По непроверенной информации, у Паши был конфликт с начальником изолятора", — рассказала 73online.ru Елена Стулова.

19 июля было выдано медицинское свидетельство о смерти Павла Ярмушова. Место смерти: СИЗО-1 на ул. 12 Сентября. Причины смерти: травматический отек головного мозга, травматическое субдуральное кровоизлияние, контакт с тупым предметом с неопределенными намерениями.

73online.ru поговорил с мамой погибшего. Ирина Владиславовна похоронила сына 20 июля.

— Павлик был справедливым. Мог вступить в конфликт, только если чувствовал опасность для себя или окружающих. Его молодые пацаны в камере называли "папа", кусок хлеба им последний отдавал. На условия не жаловался, был скромным, не хотел меня расстраивать, но друзья, с которыми он общался, говорили о его конфликте с начальником СИЗО, — говорит женщина. — Когда его привезли, я дар речи потеряла. Не лицо, а сплошная гематома: глаз заплыл, нос сломан, на правой щеке — гематома, глубокий порез от острого предмета, подбородок сильно отёк. Руки торчали в разные стороны, это говорит о переломах костей. Под ногтями кровь, они были сточены, будто он сопротивлялся.

В пресс-службе УФСИН 73online.ru сообщили, что Ярмушов был найден в камере 17 июля без признаков жизни. "Незамедлительно на место прибыли медицинские работники следственного изолятора. Ими были проведены реанимационные мероприятия, которые не дали положительных результатов. Также была вызвана бригада скорой помощи. Прибывшие медики констатировали смерть осужденного", — говорят в службе исполнения наказаний.

— О внутренней проверке мне не сообщали, извинений не принесли. Я хочу предать огласке ситуацию, чтобы люди знали, что в изоляторе может происходить с теми, кто оступился. Сейчас с адвокатом мы планируем подать в суд на СИЗО, — говорит Ирина Клюкина.

В УФСИН пояснили, что о происшествии уведомили органы прокуратуры. Кроме того, материалы переданы в Управление Следственного комитета по Ульяновской области.

Дарья Косаринова