День российского парламентаризма, 27 апреля, прошел с акцентом на тему социального питания. Этот вопрос государственной важности рассматривали в Санкт-Петербурге на выездном мероприятии Совета законодателей РФ с участием президента Владимира Путина.
На заседании Комиссии Совета законодателей по вопросам социальной политики, которое проходило в рамках программы выездных мероприятий Совета, председатель Калининградской областной думы Марина Оргеева рассказала о федеральной законодательной инициативе о социальном питании, разработанной фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Законодательного собрания Ульяновской области.
Выступая перед президентом, Марина Оргеева предложила также строго регламентировать систему детского общепита. «Безусловно, целесообразной явилась бы разработка проекта закона, регулирующего весь комплекс мер в сфере производства и организации питания детей дошкольного и школьного возраста», - сказала спикер Калининградской области.
Соответствующий документ также разрабатывается экспертной группой комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представители которой в этот день обсудили концепции обоих законопроектов в рамках рабочего визита в Ульяновск и пришли к выводу, что они дополняют друг друга.
В стенах ульяновского регионального парламента собрался широкий круг экспертов – от депутатов и чиновников до представителей родительской общественности и участников рынка, чтобы выработать общие подходы к организации детского питания. Открывая заседание «круглого стола», глава фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и президент Ассоциации операторов соцпитания Ростислав Эдварс отметил:
- Ульяновская область является одним из инициаторов вопросов, связанных с социальным питанием и улучшением его качества. На территории региона давно и успешно внедряются подходы к формированию этой системы. Мы разработали свой собственный закон о соцпитании и внесли этот документ для обсуждения в Совет законодателей России.
Однако на федеральном уровне уже разработан еще один законопроект по организации здорового питания детей, и в ходе дискуссии экспертам предстояло ответить на вопрос, не противоречат ли эти два документа друг другу.
- Мы считаем, что оба законопроекта направлены на решение абсолютно благой задачи, ведь все, что связано с социальным питанием, это такой задел государства на несколько поколений вперед, - уверен Ростислав Эдварс.
По его словам, самое главное, на что направлен разработанный в Ульяновской области законопроект, это упорядочить разрозненные сейчас требования к соцпитанию, встроить их в единую систему. Так, предлагается, в частности, создать достаточную производственную базу продукции детского питания, расширить спектр мер господдержки для этой сферы и создать условия для применения механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, документом закрепляется понятие управления организацией соцпитания, что позволит централизовать правила игры в этой сфере.
Идею ульяновских коллег поддержал президент АНО «Институт отраслевого питания» и советник министра сельского хозяйства России Владимир Чернигов:
- Ульяновская область давно работает в этом направлении, создана Ассоциация операторов социального питания, этот рынок развивается. В общем-то, мы говорим об одном – без формирования такой специализированной отрасли, как соцпитание, на принципах конкуренции, прозрачности и эффективности, государству вряд ли удастся решить задачи в социальной сфере. Нужно легализовать отрасль, вывести ее из невнятных и не всегда благоприятных условий развития.
Г-н Чернигов приветствовал законодательную инициативу ульяновских парламентариев, заметив, что она не противоречит видению разработчиков федерального закона о здоровом питании детей. Кроме того, эксперт выделил четыре базовых постулата, на которые должен опираться подобный документ.
Во-первых, питание детей – это натуральная норма, поскольку стоимость продовольственной корзины в разных регионах разная и комплектуется она тоже по-разному, а к поставляемым продуктам должны предъявляться повышенные требования по безопасности и качеству. Во-вторых, необходимо жестко контролировать, как эти заявленные требования соблюдаются. В-третьих, это полномочия органов власти всех уровней по реализации первых двух положений. Наконец, четвертый пункт связан с правом на получение мер господдержки и обязанностью профильных ведомств такие меры разработать. Ростислав Эдварс согласился с коллегой, отметив, что вопросы контроля и ценообразования очень важны.
Представители общественности и действующие игроки рынка, в свою очередь, подчеркнули, что необходимость в таком законопроекте действительно назрела. А уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Людмила Хижняк обратила внимание на то, что отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие сейчас сферу социального питания, противоречат друг другу.
- Нужно учесть и другие категории граждан – из числа малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Также нужно подумать об индивидуальном питании, например, для аллергиков, - отметила г-жа Хижняк.
Согласился с коллегами Андрей Плышевский, федеральный эксперт, президент Агрологистического союза, председатель Межрегионального профессионального союза работников коллективного и общественного питания: «Ситуация действительно назрела. Подобные законодательные инициативы готовы принять еще ряд регионов. На федеральном уровне проработкой закона о социальном питании занимаются параллельно три различных ведомства: комиссия Общественной палаты РФ и профильные комитеты Государственной думы. Закон необходим, во-первых, для регулирования рынка: должны быть очень четкие критерии, кто является субъектом данного рынка, какие требования к субъектам рынка, требования к профессиональным качествам, к системе подготовки персонала и так далее, во-вторых, для определения ответственности. В стране должно быть единое понимание социального питания, единая терминология, определены цели, получатели, приоритеты, меры государственной поддержки и механизмы привлечения инвесторов, критерии оценки».
Прозвучавшие на заседании «круглого стола» предложения будут учтены в ходе дальнейшей работы над законопроектом, с участием ульяновских законодателей.