Ульяновская область по итогам прошлого года попала в топ регионов по росту количества банкротств компаний, несмотря на то, что в целом по стране таких фирм оказалось меньше всего за последние почти десять лет. Однако эксперты в связи с этим не спешат констатировать плохую экономическую ситуацию в области. Чем вызвана такая тенденция, узнали у юристов.

Вторые по отрицательной динамике

По итогам прошлого года количество корпоративных банкротств в России сократилось на 18,2% по сравнению с 2022 годом (статистика «Федресурса»). Наибольшее число несостоятельных фирм выявлено в строительстве, торговле и операциях с недвижимым имуществом.

При этом Ульяновская область занимает одни из первых позиций в рейтинге ЕФРСБ. По сравнению с 2022 годом число сообщений об открытии конкурсного производства выросло на 57,9%. Обогнала регион только Псковская область, где прирост за год составил все 100%. На третьем месте расположился Татарстан (+35,5%). Среди других регионов Поволжья увеличение было зафиксировано в Кировской области (+27,3%) и Марий Эл (+16,7%).

Причины роста

По словам юриста Дмитрия Щеглова, такое число банкротств в первую очередь связано с большими проблемами в экономике в начале 2022 года, когда против отечественных компаний ввели беспрецедентное количество санкций, и часть малого бизнеса не смогла справиться с финансовой нагрузкой и продолжить держаться на плаву. Нехватка «дешевых» кредитов также привела к серьезным проблемам у МСП. После этого и пошел рост банкротных процедур.

— Если изучить данные по увеличению количества банкротных процедур юрлиц, то во всех активно развивающихся регионах их число растет. Где меньше производств и компаний, банкротных дел меньше, так как многие уже ушли с рынка, — говорит Щеглов.

Руководитель ООО «Единый центр банкротств» Артем Ефимов в свою очередь добавляет: «Если углубиться в детали, то среди предприятий в отношении которых открыты дела о банкротстве, нет градообразующих, деятельность которых ключевым образом может сказаться на работе той или иной отрасли. Оценивать эту статистику, как негативную тенденцию экономического развития, не совсем корректно». Среди возможных причин стремительной динамики он выделяет накопительный эффект 2022 года, когда действовал мораторий.

Кто требует признать банкротом?

Если оценить все заявления в картотеке регионального арбитражного суда за предыдущий месяц, то можно заметить, что чаще всего банкротные иски «прилетают» от налоговой. По информации Щеглова, инициируют такие дела в подавляющем большинстве кредиторы — 91,2%, из них 76,9% — кредиторы-юрлица или физлица, 14,3% — ФНС. «Кредиторы вынуждены «выбивать» свои деньги через процедуру банкротства, поскольку добровольно никто исполнять решения судов не планирует, а иных действенных механизмов в России не существует». В 50% случаев производства прекращаются в связи с погашением задолженности, добавляет Ефимов.

Рост конкурсных производств в регионе зафиксирован и в этом году (+62,5% в первом квартале). Эксперты прогнозируют, что увеличение процедур банкротств по итогам года продолжится.

Фото на главной: freepik.com

Марина Иванникова