Сегодня в Ульяновском областном суде рассмотрели апелляцию депутата Гордумы и советника руководителя Стройнадзора Антона Антипова о смягчении меры пресечения. По его мнению, задержание и арест были незаконными.

Апелляция рассматривалась в новом здании областного суда на ул. Железной Дивизии. Заблаговременно пришли адвокат Олег Максимов и супруга Виктория, перед началом заседания обсуждали текст жалобы.

— Сын не ест ничего (из-за стресса, вероятно — прим.), они думают, отец не участвует в воспитании ребёнка? — переживает Виктория из-за слишком суровой, по ее мнению, меры пресечения.

Защитник пообещал жене помочь вскоре организовать свидание с депутатом — направит ходатайство в силовые структуры.

Заседание началось с задержкой в полчаса. Антона Антипова не привезли в здание суда, организовали видеоконференцсвязь из СИЗО-1 и вывели изображение на экран. В этот момент стало понятно, что, скорее всего, обвиняемого отпускать и не планируют. Пока судья не вошел в зал, Антипов ходил туда-сюда по клетке размером метр на метр и репетировал своё выступление шёпотом.

Судья Дмитрий Старостин принял решение о проведении заседания в открытом режиме. После того, как он установил личность Антипова, депутат заявил, что подготовил текст выступления, но для него это «в новинку». Обвиняемый ходатайствовал, чтобы наряду с адвокатом Максимовым его защиту осуществляла супруга Виктория Антипова — юрист по образованию (до декрета она работала главным юристом Контакт-центра при горадминистрации — прим.)

Следователь Екатерина Лашина и прокурор Денис Герасимов (в прошлый раз от прокуратуры выступал Олег Степанов) просили отказать, потому что супруга допрошена в качестве свидетеля по уголовному делу, а наличие адвоката Максимова и так является «гарантом обеспечения защиты». Суд счел аргументы весомыми и ходатайство не удовлетворил.

Затем перешли к рассмотрению ходатайств от СМИ. Сам Антипов заявил, что он за открытость и за гласность: «Пусть пресса знает, что происходит». Адвокат сослался на усмотрение суда, следователь высказалась против присутствия прессы из-за разглашения данных предварительного расследования и попросила провести апелляцию в закрытом режиме. Прокурор же выступил только против фото и видео.

Суд удовлетворил ходатайства частично: разрешил присутствие на предварительной части, а фото- и видеофиксацию — лишь при оглашении итогов.

Фото сделано при оглашении решения

Адвокат обвиняемого представил суду медсправку об ухудшившемся состоянии здоровья жены Антипова после следственных мероприятий — обострилась бронхиальная астма на фоне стресса.

Олег Максимов озвучил содержание апелляции. Защита считает решение Ленинского райсуда незаконным: возможности оказать влияние на участников следствия у него нет, выводы суда и заключение под стражу якобы неправомочны, ведь силовики его задержали фактически до установления самого факта совершения преступления (утверждается, что депутат был задержан в рамках доследственной проверки 2 сентября в 17:15, тогда как уголовное дело завели только в 22:00).

Также Максимов указал, что по показаниям свидетеля и главного дорожника мэрии Валерия Художидкова денежные средства должны были передаваться некоему сотруднику прокуратуры, но исходя из предъявленного обвинения, сведения не нашли своего подтверждения. Адвокат полагает, что именно упоминание о неустановленных должностных лицах позволило инкриминировать его подзащитному ч. 2 ст. 291 УК РФ, а не, к примеру, ч. 1 ст. 159 УК РФ, что существенно влияет на тяжесть обвинения и вывод суда о необходимости заключения под стражу. Также Максимов указал, что предположения о возможности скрыться и препятствовать расследованию уголовного дела, а также близость Антипова к криминальной среде — недостоверны. Защита просила изменить меру пресечения.

Объявили перерыв, после чего суд перешел к прениям.

Первым выступил адвокат: «Хочу сказать, что решение по поводу ареста вызвал большой резонанс в городе. Есть схожие составы преступления с гораздо большими суммами, при этом люди находятся под подпиской о невыезде». Защита просила повторно исследовать рапорт ФСБ о проведении оперативно-розыскных мероприятий: не ясны основания их проведения (отсутствует поручение следователя), сам рапорт не имеет реквизитов и даты. Олег Максимов назвал решение о заключении своего подзащитного в СИЗО странным.

Прокурор заявил, что с материалами дела ознакомился в полном объёме и оснований для повторного исследования доказательств не требуется. Герасимов также подчеркнул, что Ленинский райсуд проверил доводы предварительного следствия и обоснованно подошёл к избранию меры пресечения, учтя все обстоятельства и считает, что апелляцию Антипова нужно отклонить.

Следователь Лашина назвала доводы защиты несостоятельными. С ее слов, 2 сентября в 22:00 Антипову было предъявлено обвинение. При осмотре места преступления парламентарий задержан не был, свободно перемещался и только в 20:30 был доставлен к следователю. Как утверждает Лашина, между Антиповым и Художидковым была очная ставка, а взяткополучатель до сих пор не установлен.

Антон Антипов взял реплику и не согласился со следствием. По его словам, он не имел возможности свободно передвигаться при осмотре места преступления, разговаривать с журналистами и другими политиками, которые шли мимо по улице, и лишь когда он полтора часа стоял у дерева возле автомобиля, ему разрешили ненадолго присесть.

Депутату предоставили последнее слово. Он указал на то, что в его биографии «нет черных пятен», назвал себя чрезмерно доверчивым и считает, что «некоторые ангажированные деятели» хотят его «сломать психологически». Также Антипов заявил, что ему отказали в телефонных звонках жене, маме, а некоторые электронные письма до сих пор не дошли до адресатов, хотя все они носили исключительно «сентиментальный характер».

— Вот уже 10 дней я нахожусь под стражей. Каждый день дает мне пишу для размышлений и больше всего в моей голове мыслей о моей семье. Следователь мотивирует мое нахождение в СИЗО оправданной мерой, но даже под всей черствостью она, как и я, любящий родитель, и в глубине души понимает, что мое место на время следствия может быть и под стражей, но все же в окружении близких, хотя и вынуждено подчиняться системе. За всю жизнь я не совершил ни одного поступка, за который могло бы быть стыдно за исключением излишней доверчивости к тем, к кому и спиной нельзя поворачиваться. Да и то задержание, которое произошло 2 сентября, окутано паутиной тайны, — сказал парламентарий.

Также он указал, что стремление покинуть СИЗО на время следствия для него обусловлено необходимостью расставить все точки над i, чтобы «отмыться от этой грязи». И заявил, что до сих пор является действующим депутатом, поэтому намерен и дальше исполнять свои обязательства перед избирателями.

Несмотря на все представленные защитой аргументы и пламенную речь Антипова, суд остался непреклонен и в апелляции отказал, оставив меру пресечения в силе - он остается в СИЗО на два месяца. Действия сотрудников правоохранительных органов признаны судом правомерными.

Напомним, после задержания Антона Антипова 2 сентября ему озвучили меру пресечения в виде заключения в СИЗО-1 до 1 ноября. Вину парламентарий не признал. Поддержать Антипова пришла его супруга и неравнодушные горожане. По версии следствия, депутат получил взятку от главного дорожника мэрии Валерия Художидкова для передачи ее в органы Госстройнадзора, чтобы избежать проверки. За два дня до встречи, чиновник написал заявление в ФСБ. Антипову вменяют ч.2 ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». По статье ему грозит свыше 3 лет лишения свободы.

Дарья Гордеева

Дарья Косаринова