
Арбитражный суд начал рассмотрение иска Росприроднадзора к одному из крупнейших в регионе предприятий по обращению с отходами — ООО «ЦЭТ». В грунте на полигоне компании проверяющие нашли обломки бытовой техники и теперь требуют от компании 424 миллиона рублей за негативное воздействие на окружающую среду: якобы она не утилизировала отходы, а захороняла их. В «ЦЭТ» с иском не согласны. Ранее эксперты отмечали, что в случае проигрыша в суде компании может грозить банкротство.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям требует с ООО «ЦЭТ» 424 миллиона рублей. В ведомстве считают, что компания в 2020 году не обрабатывала и утилизировала отходы, а якобы захороняла их, поэтому должна заплатить за негативное воздействие на окружающую среду.
— Актом внеплановой проверки от апреля 2021 года утилизация отходов не подтверждена. Установлен факт размещения на протяжении 2020 года отходов, принятых от сторонних организаций — 143 тысячи тонн, — заявила в суде представитель РПН Светлана Галашина.
По словам истца, в декабре 2021 года «ЦЭТ» направили требование заплатить, но компания его проигнорировала — набежали пени в 36 млн, сформировав итоговую сумму иска. Галашина также указала, что общество пыталось обжаловать акты проведенной проверки. Однако Арбитражный суд подтвердил своим решением, что «ЦЭТ» размещало отходы, не предусмотренные проектом: во время визита на свалку надзор обнаружил в техническом грунте микроволновую печь, компьютерную мышь, термопот и другие предметы.
Интересы ООО «ЦЭТ» в суде представлял экс-депутат Гордумы Ульяновска, ранее замдиректора компании Дмитрий Насонов. Он не согласен с иском. По его словам, 95% отходов, за которые начислена плата, не относятся к твердым коммунальным. По закону обязанность платить за их размещение лежит на тех, кто эти отходы образовал.
— В договорах с организациями перехода права собственности не производилось, плата за негативное воздействие в тариф не была включена. Таким образом, «ЦЭТ» не является лицом, от которого образовались отходы, а значит, и не обязано платить за негативное воздействие, — заявил представитель ООО.
Оставшиеся 5% утилизировались должным образом, считают в компании, — превращались в технический грунт, который использовался для рекультивации мусорной свалки в Баратаевке. Отдельные вкрапления металла или пластика — это нормально для такого типа грунта, так как он остается на карьере и не используется, например, для сельского хозяйства.
Что касается найденных печи, термопота, утюга, компьютерной мыши и других предметов, то представители «ЦЭТ» обращают внимание: в протоколах проверки не указан объем этих отходов — и это явно не 143 тысячи тонн, о которых идет в речь иске. Насонов отметил, что обнаруженные надзором фрагменты техники на момент проверки просто еще не успели обработать и утилизировать.
Компания также не согласна с применением к ней 25-кратного повышающего коэффициента при расчете ущерба. «Он используется только в тех случаях, когда организация превышает законный лимит на захоронение, определенный на год», — заявил Насонов.
Представитель Росприроднадзора во время процесса пытался выяснить у «ЦЭТ», какими документами подтверждается, что металлические отходы были именно утилизированы (на записи).
Судья Марина Семенова, выслушав стороны, объявила перерыв до 12 сентября. Представитель Росприроднадзора отметила, что таким же образом ведомство намерено взыскать плату за негативное воздействие и за 2021 год.
ООО «ЦЭТ» отвечает за конечное обращение с отходами в зоне №1 регионального оператора ООО «Горкомхоз». У компаний один собственник — бывший депутат Гордумы Евгений Калмыков, он же является директором ООО «ЦЭТ». До этого в составе учредителей значились экс-депутат ЗСО Сергей Глебов, бывший главный эколог Ульяновска Данила Урдин, действующий депутат городского парламента Константин Зонов и другие. По итогам прошлого года выручка ООО упала на 72,3% и составила 63,4 млн рублей, компания сработала в убыток на 100 млн рублей.
Андрей Семёнов