Руководитель международного аэропорта имени Карамзина Сергей Наконечный отмечает сегодня 60-летие. «Главный» по авиаперелетам в отличной форме — бегает марафоны, любит кататься на горных лыжах, вывозит своих сотрудников купаться в прорубь и лазить через «шкуродер» в пещеру. 73online.ru расспросил юбиляра о насущном: зачем ему восемь пар лыж и стоит ли отдавать ульяновский аэропорт частникам.

— Как будете отмечать юбилей? На бегу?

— На рабочем месте. Когда день рождения выпадает на будни, ко мне друзья и коллеги приезжают на работу, поздравляют. А вечером обычно мы собираемся с семьей. Вообще 60 — это просто цифра. Я себя не ощущаю на этот возраст, поэтому кажется, что это не обо мне.

— Вы любите сюрпризы? Родные радуют вас неожиданными подарками?

— Дети с внуками, думаю, точно чем-то порадуют. Все знают мои предпочтения, то, что я веду здоровый образ жизни. Был приятный сюрприз — друзья подарили абонемент в один из фитнес-клубов. Так что я после пробежки или лыж еще и хожу в сауну (очень полезно погреться!) или плаваю в бассейне, где работают совершенно другие мышцы. Очень здорово!

С семьей на дне рождения старшего сына.

В роли Деда Мороза.

— В день рождения на пробежку тоже собираетесь?

— Конечно! Стараюсь делать это каждое утро. Если не получается — возле аэропорта, у музея гражданской авиации есть роща, где я уже несколько лет подряд прокладываю лыжную трассу. Беру налобный фонарик, если темно, и катаюсь после работы. А летом здесь бегаю.

Более того, я привез на работу восемь пар своих лыж (мне их в свое время надарили). И иногда, если между рейсами большой промежуток времени, сотрудников гоняю на лыжне.

— Они не сопротивляются?

— Некоторые говорят: «Ой, лучше я посплю» — они у меня работают сутки через трое. Но всегда можно соблазнить несколько человек из смены.

— Правда, что у бегунов возникает подобие ломки, когда они долго не бегают?

— Это привычка, когда ты чувствуешь, что чего-то не хватает. Я начал бегать в 53 года. С того времени пробежал шесть марафонов: в год по одному либо по два (в пандемию их не организовывали).

— Как вы решились на марафон в 53 года?

— Это к вопросу, на сколько лет я себя ощущаю (смеется). Поучаствовать в марафоне меня пригласил сын, плюс бежал еще и племянник. С того все и пошло.

Первый марафон Наконечного.

— У вас есть амбициозная мечта, связанная с бегом?

— Так как я любитель, в моем возрасте пробежать — это уже хорошо. Так что я не ставлю каких-то целей. Мечта есть: чтобы марафон прошел по самым красивым местам Ульяновской области. В свое время мы бегали от Тушны до Арбуги и до Шиловки — это было 30 километров, но по горам, поэтому по времени и энергетическим затратам вышел полноценный марафон. Там очень красиво.

Несколько раз бегал полумарафон в честь тренера Федора Благороднова, от Тушны до Сенгилея.

Первое место на полумарафоне в честь Федора Благороднова.

— А личный секрет, как подготовиться к таким забегам, имеется?

— Нет. Просто нужно тренироваться. Несколько лет подряд я участвую в челленджах — в 2017-ом нужно было за год пробежать не менее 2017 километров, в 2018-ом — 2018 и так далее.

— Ого!

— На самом деле это не так сложно и стимулирует. Когда готовишься к марафону, получается по 300-400 километров в месяц. Так что 2023 за год — немного. У меня есть товарищ — у него меньше 5000 километров не получается. Он монстр — марафон пробегал за 2 часа 15 минут, сейчас (ему за 50) укладывается в три часа.

— А ваш какой самый лучший результат?

— 3 часа 53 минуты. Укладываюсь в четыре часа.

С Николаем Валуевым в спортзале аэропорта.

— Сергей Иванович, если бы не гражданская авиация, кем бы вы стали?

— Я учился в физико-математической школе-интернате, поэтому если не авиация, наверное, мог бы уйти в науку. Физику и математику нам преподавали на очень высоком уровне.

— Что сейчас самое вдохновляющее в вашей работе? Аэропорт в порядок привели, взлетно-посадочную полосу обновили…

— Расширение географии полетов. Мы в 2021 году перешли рубеж в 500 тысяч пассажиров — перевезли 555 тысяч человек. В прошлом году из-за последних событий получилось поменьше — 530 тысяч, но все равно показатель хороший. Мы фактически достигли уровня пассажиропотока, который был в советское время. Когда людей больше, чем полмиллиона, аэропорт становится интересным как коммерческий объект.

Понятно, что подключить новые города без субсидирования авиакомпаний со стороны региональных властей сложно. А потому радует, что у нас теперь есть прямые рейсы в Новосибирск, Екатеринбург, Минводы.

В музее гражданской авиации.

— Вы сами куда летали последний раз?

— В Шерегеш — на горнолыжный курорт в Кемеровской области. От нас долетаешь до Новосибирска за три часа, там есть удобная стыковка через три часа в Новокузнецк — лететь 40 минут. И 2,5 часа до Шерегеша на машине. Место замечательное: 16 трасс общей длиной 35 километров, для разного уровня подготовки. Можно покататься и на сноуборде, и на горных лыжах, есть возможность фрирайда (катания вне подготовленных трасс — прим. ред.). Так что я на своем опыте убедился, что не надо лететь в Финляндию, Австрию или Сочи — можно выбраться в Шерегеш и прекрасно покататься.

Я был на лыжах, сыновья — на сноубордах. 21 год назад я их вывозил в Финляндию, а теперь они решили папу отвезти в Шерегеш.

С сыновьями в Шерегеше.

— Вы как-то признавались, что любите читать классику. Любовь осталась до сих пор?

— Честно, детективы меня не очень интересуют. В свое время я и Платона читал, и к Достоевскому обращался. Сейчас читаю Николая Данилевского — это писатель конца XIX века, автор труда «Россия и Европа». Мне очень нравится: проводится аналогия, как развивались разные страны, культурные, национальные, человеческие черты, религия. Рекомендую.

— Как вы отдыхаете, если не брать ваше увлечение бегом и лыжами?

— Ходим в театр, на музыкальные ассамблеи. Люблю что-то руками поделать на даче в Шиловке — вспахать мотокультиватором, обрезать. В прошлом году погреб выкопал сам.

— Вы в Ульяновске живете с 1986 года. У вас наверняка есть любимые места в регионе?

— Это, конечно, Шиловка, Красный яр, Скрипинские кучуры, места, где мы бегали с Димой Федоровым (экс-министр природы — прим. ред.), Языково, Прислониха… Даже своих сотрудников вывозил в Красногуляйские пещеры — у нас рядом учебный аэродром. Там есть так называемый «шкуродер» — чтобы попасть в пещеру, нужно проползти метра три по-пластунски. Хорошо, что у нас все стройные (смеется).

С сотрудниками перед эстафетой.

Иногда своих сотрудников еще окунаю в прорубь на Крещение. Мы с друзьями шесть лет подряд зимой на центральном пляже делали прорубь и купались каждое утро.

— На это Крещение снова устроите «корпоративный» выезд?

— Конечно! Поедем в Арское или за Погребы, на Никольский родник.

— Как вы относитесь к тому, что аэропорты передают частникам?

— Я считаю, что наш аэропорт отдавать в частные руки пока не стоит. Это происходит с объектами, которые находятся в очень плачевном состоянии, когда надо вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Для нашего пассажиропотока здания после реконструкции вполне хватает. Да, можно получить какие-то деньги от продажи и их проесть. Но это стратегический объект, поэтому это неактуально, особенно сейчас.

Виктория Чернышева