В апреле Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), который открывается в Димитровграде, примет первых пациентов. В своем интервью "Российской газете" руководитель ФМБА России Владимир Уйба рассказал об уникальности центра и объяснил причины задержки его сдачи в эксплуатацию.

Центр, по словам Уйбы, как только заработает на полную мощность, будет принимать 20 тысяч человек в год. Первых пациентов примет в апреле. Сначала - только для лечения на протонном ускорителе. До конца года заработают все отделения. Центр уже сдан, но еще получены не все лицензии, предстоит настроить оборудование, подобрать и обучить персонал. На полную мощность планируется выйти к концу 2020 года. В центре будут лечить любые злокачественные опухоли.

- У человека также может быть несколько опухолей, которым нужны разные виды лечения. И все виды они смогут получить в одном центре. В комплексности и состоит его уникальность. В составе центра есть корпус радиологии с тремя рентгеновскими ускорителями. Все они разной мощности и для разных видов опухолей - от подкожных и до глубоко расположенных. Здесь есть радиохирургический корпус, поликлиника, оснащенная новейшим оборудованием, корпус для реабилитации пациентов. Людям нужно снова восстановить кровь, вернуть после тяжелых операций двигательную активность. У каждого своя реабилитация. Она может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, - пояснил Владимир Уйба.

Про строительство центра ядерной медицины в Димитровграде заговорили еще лет десять назад, но только сейчас он будет готов принять первых пациентов. Корреспондент «РГ» поинтересовался, почему так долго. Владимир Уйба пояснил:

- Действительно, разговор с Татьяной Голиковой о строительстве этого центра мы начали десять лет назад, кода она была министром минздравсоцразвития, в 2008 году. И нам понадобилось два года, чтобы доказать минфину, что он действительно нужен. На его строительство и оборудование требовалось 14 миллиардов рублей. В то же время высокотехнологические центры, которые тогда возводились (сердечно-сосудистой хирургии, травматологические и другие) стоили 2,5 миллиарда. Мы объясняли, что нельзя сравнивать Центр сердечно-сосудистой хирургии и Центр ядерной медицины. Они несопоставимы. В 2010 году вышло постановление правительства о строительстве центра и выделении на это денег. В 2011 году мы получили разрешение Главгосэкспертизы на проектирование. В 2014 году вышел новый закон по радиационной безопасности. Мы на тот момент уже начали строительство. И его пришлось остановить. Менять проект в соответствии с требованиями нового, более жесткого закона, вновь согласовывать все документы с Главгосэкспертизой. Новый проект оказался на шесть миллиардов дороже. И это казалось катастрофой. Деньги на новый проект нам выделили только в 2016 году. Стройка возобновилась в 2017 году. Центр, который у нас в итоге получился, действительно, уникальный. Он лучший в мире по применению технологических решений в ядерной медицине, по доступности. Это признали и международные эксперты.

Фото: kremlin.ru