Сегодня 45 лет исполнилось актеру драматического театра и художественному руководителю Молодежного театра Алексею Храбскову. В праздничном интервью 73online.ru он рассказал, как учился на строителя, но стал актером, о судьбоносной встрече с гадалкой и о том, каково 19 лет жить с актрисой.

— Как будете отмечать день рождения?

— Я традиционно, что меня очень радует, буду отмечать с коллегами и семьей, но правильнее сказать, что я буду работать. У меня в этот день репетиции в двух театрах, и спектакль в драматическом, и генеральная репетиция в Молодежном театре. Очень насыщенный день, чему я, в общем-то, рад. У нас, у актеров, есть примета, что если ты в свой день рождения на сцене, это очень хорошо. Вечер я бы очень хотел провести со своей семьей: женой Дарьей и сыном Петром.

— Что бы вы хотели получить в подарок?

— Честно говоря, давно уже об этом не думал. Самый лучший подарок для меня — здоровье и благополучие моих близких. Лишь бы все были здоровы, особенно сейчас, а остальное приложится.

— Как вас обычно поздравляют коллеги-актеры и ваши подопечные из Молодежного театра?

— У нас традиция делать поздравительные номера и капустники. Очень смешные небольшие представления. Это украшает нашу жизнь. Может быть, завтра что-то будет.

— Когда вы создавали Молодежный театр, думали, что он добьется такого успеха? Многие говорили, что это ненастоящий театр.

— Ну что значит ненастоящий? Театр же — это не здание, костюмы или декорации. Это содружество творческих людей, которые одарены. Если у них есть эта искра, значит, оттуда вылетает пламя. Поэтому, конечно, если бы я не чувствовал, что у нас есть возможность и шанс добиться успеха, то я бы этим не занимался. Впереди, я думаю, у нас большое будущее. Только труд, жажда познания и творчества могут привести к успеху, а все это в Молодежном театре есть.

— Сколько человек у вас сейчас в труппе?

— Чуть больше 20 актеров. Это вместе с основными, совместителями.

— Не планируете расширяться?

— Честно говоря, нам уже тесно. Но нам же светит кинотеатр «Художественный». Осталось только сделать там ремонт за 287 млн рублей. Всего ничего, понимаете. Пока говорить о расширении рано.

— Кстати, о «Художественном». Расскажите, что сейчас там происходит?

— Это здание находится в оперативном управлении «Молодежного театра», и мы несем за него ответственность. Мы его обслуживаем на данный момент и готовим к ремонту. Разработана проектно-сметная документация на реставрацию и приведение к современным нормам эксплуатации этого здания. Она составляет 32 тома. Начиная от различных коммуникаций и вплоть до оборудования, которое необходимо. Она подписана. Ждет только средств. А дальше уже все зависит от вида финансирования. Либо оно региональное, либо федеральное, либо и то, и другое. Здесь уже должен проходить разговор на высшем уровне. Не только мой, но и нашего учредителя — Министерства молодежного развития и, наверное, правительства, так как это исторический памятник. И этот диалог уже начат с Алексеем Русских. Он готов включиться, его помощник был у нас на прошлой неделе. Шаги маленькие, но ведутся. Другой вопрос, что на будущий год эти деньги в бюджете не заложены, насколько я знаю.

— Как вам удается совмещать работу актера драматического театра и художественного руководителя «Молодежного»?

— Очень непросто. В данный момент я стал плотнее занят в драматическом театре. По многим причинам, в основном организационным, но и каким-то образом, чему я очень рад, на меня рассчитывает новый главный режиссер. В первой постановке я уже участвую, и в дальнейшем, насколько я знаю, есть планы. Конечно, как актера меня это очень радует. Актеры всегда голодны до творчества. С другой стороны, раньше энергии у меня было достаточно и было время. Наверное, поэтому и возник Молодежный театр. Сейчас очень плотная занятость и там, и там. Жаловаться грех, много работы — это всегда лучше, чем, когда ее нет. Все это мы переживем. Справляюсь как могу. Сейчас готовимся к премьере спектакля «Руководство для желающих жениться», который назван по одноименному рассказу Чехова, а я сам как актер участвую в премьере режиссера Владимира Золотаря «Любовь людей». Так и живем. На все руки от скуки. Плюс еще есть студенты — они у меня с восьми утра или шести вечера.

— Какое самое главное отличие между молодыми начинающими актерами Молодежного театра и уже опытными актерами драмы?

— Наверное, как раз опыт. Опытный человек знает короткие пути к достижению нужного результата, а начинающий дольше идет. Поэтому с молодыми нужно работать кропотливее, дольше, подробнее. Этим мы и занимаемся в Молодежном театре. Строим коллектив единомышленников, которые смогут выполнять высокие задачи гораздо быстрее в будущем. Пока все очень подробно, но в этом и самое большое удовольствие.

— Как вы решили стать актером?

— Из-за любви к театру, наверное. Я был очень взволнован постановками, которые я видел. Сначала, конечно, была школа. Участие в школьных вечерах. Вокруг были люди, которые меня подтолкнули к этому. Без этой поддержки ничего бы не получилось. Это моя классная руководительница Светлана Белодворцева и друзья. Семья была категорически против. Это был 1993 год, вы представляете, что творилось. Они очень пугались, что у мальчика что-то не то в голове, думали, что я где-то витаю. Если бы не Борис Александров, наверное, ничего бы и не случилось. Он настолько правильное дал направление всем своим ученикам, что мы до сих пор с него не сбиваемся. Надеюсь.

— Как вы не побоялись пойти наперекор семье?

— Я побоялся. Сначала я отучился в строительном колледже с 1991 по 1995 год. Я был такой балбес. Это совсем не мое было. Защищался я с горем пополам. До сих пор низко кланяюсь завотделения Олегу Ганенкову. Всякий раз, когда его видел, говорил ему большое спасибо за шанс. Я ни дня не работал по образованию строителя, но теперь я, наверное, знаю зачем мне это было дано. «Художка» прилетела нам в ответственность. Благодаря строительному колледжу я разбираюсь в этом. Несмотря на то, что мне тяжело было там учиться, уж фундамент с кровлей я не перепутаю. Отучился для родителей. После прихода из армии самостоятельно принял решение поступать. Было огромное желание и любовь к этому делу.

— С первого раза поступили?

— Да. Я же поступал не в Москву и Питер, а именно здесь начал работать. В 1996 году открылся факультет культуры и искусства в УлГУ. Первый набор был сделан Юрием Копыловым, а в 1997 набирал Михаил Скандаров — мой профессиональный мастер, чью школу я получил в вузе. Они привезли сюда из ГИТИСа целую театральную школу и стали методически ее укоренять в Ульяновске. Воспитали педагогов, ее подхватили наши ульяновские преподаватели. И вот мы, ученики Юрия Копылова, Михаила Скандарова, Бориса Александрова, Зои Самсоновой, Кларины Шадько, Елены Тутовой, Владимира Баева, были выпущены нашим факультетом культуры и искусства, который возглавляла Татьяна Никитина. Это единственный факультет, который на сегодняшний день воспитывает интеллигенцию в Ульяновске. Благодаря кадрам факультета было открыто еще два театра.

— Думали о кино?

— Конечно. Даже больше о нем и думал, но, попав в театр, был очарован им навсегда. У меня были любительские съемки в кино, но туда же надо попасть. Мы показывались в Москве, пытались попасть на «Мосфильм». Это было в конце 90-х, тогда все по-другому было. Но я решил, что не буду тратить на это силы и играть в лотерею. Где родился, там и пригодился. Мне однажды гадалка случайно нагадала, что я никогда не уеду отсюда. Будучи студентами мы сидели в скверике, где сейчас диван Обломова, а раньше были сплошные кусты. К нам подошла женщина без определенного места жительства, стала попрошайничать. У нее еще присказка была, мол, бабушка палец подняла, бабушка правду говорит. Мы начали ее спрашивать, каждому она сказала по несколько слов. И я знаю, что у однокурсниц многое сбылось. И как не верить потом. Все спрашивали, уедут ли они из Ульяновска. Многим она ответил, что да, мне сказала, что я никогда не уеду. «Тебя здесь любят», — сказала она тогда. И как-то подумал и решил, что правда, а зачем куда-то ехать.

— Какой спектакль на вас так повлиял, что вы захотели стать актером? Или это было общее впечатление от театра?

— Общее, скорее. Моя встреча с театром была очень странная. На детские спектакли меня особо не водили. Да и я не любил тогда театр, не понимал его, мне было скучно. Это было такое тоскливое зрелище! А когда я попал в театр сам в 16 лет, меня это очень взволновало. Именно само действо. Смотрел я тогда свой первый взрослый спектакль. Это был театр на Литейном, а спектакль был поставлен по повести Алексея Толстого «Упырь»! Там было и смешно, и страшно. Если бы я увидел что-то более тяжелое или, наоборот, поверхностное, может быть, меня бы это и не зацепило. Постановка была чудесная, актеры замечательные. Затем я, конечно, был потрясен спектаклем Юрия Копылова и вообще всем драмтеатром. Сидел там, открывши рот. Я в театр пришел из зрителей. На тот момент я даже представить не мог, что буду там выступать когда-то. Да еще с такими людьми. Для меня до сих пор это когнитивный диссонанс. Спектакль «Шлюк и Яу» Гауптмана (Ночная мистерия) и то, что сделали Борис Александров и Владимир Кустарников... Я ходил на него 8 раз. Я выходил с него мокрый от слез, от потрясения. Настолько меня это волновало. Дальше я уже поступил. Хотя был очень не уверен. Я думал, что у меня нет никаких особых для этого данных. Считал, что мне просто повезло. В ГИТИС я бы вряд ли попал. И то, что все так случилось — это судьба.

— Помните свою первую значительную роль?

— Я помню вообще самую первую. Это роль зайца в 4-м классе. И первые мои слова тогда были «страху во мне на целых три зайца». И это была правда! Я выходил на сцену, и во мне столько страха было! Тогда я понял, что надо играть правдиво и говорить то, что на самом деле с тобой происходит. Это, конечно, шутка. На самом деле было очень много значимых работ и во время учебы. Самая «повернувшая» меня работа — учебный отрывок из «Преступления и наказания» Достоевского, где я играл роль Раскольникова. Для меня это было настоящим потрясением. Затем большое для меня значение имел спектакль «Антигона», который сначала ставил Борис Александров, а заканчивал Юрий Копылов. Но для меня, если честно, важнее сами спектакли, его темы, а не роли. Это же командная работа. Я могу сыграть любую роль в спектакле, где затрагивается тема, которая меня волнует. Вот если бы меня спросили, какой спектакль я могу играть каждый день и никогда бы не устал от него — это «Наш городок» Торнтона Уайлдера, который, слава Богу, еще идет в репертуаре драматического театра. Эта тема маленьких людей на земле, простота и бесхитроснсть, то, что и есть суть человека. Мне так хочется об этом говорить, что во время спектакля я испытываю такое чувство наполненности жизнью. Это настолько меня волунет, что когда я об этом говорю у меня ком в горле. Это самый значимый спектакль для меня!

— У вас есть такая роль, которую вы бы хотели сыграть?

— Артист вообще такое существо, что ему все равно, что играть, лишь бы играть. Я это со врменем понял. Когда человек начинает выбирать роли, он не артист, потому что хочет занять какое-то особое место среди коллег. У нас есть мудрость: ты должен сказать «кушать подано» так, чтобы в зале запахло жареным. Нет больших и маленьких ролей. Есть большие и маленькие артисты. В любой роли ты можешь играть блестяще. И если не везет с главными ролями, то на втором плане ты все равно сможешь сыграть ярче, чем главный герой. Это не утешение артистов второго плана, но это действительно показатель того, кто артист, а кто нет. Поэтому у меня нет мечты о какой-то определенной роли. Тем более, что ты не знаешь, подойдет ли она тебе. Бывает, что роль тебя так раскрывает и меняет, что ты не ожидал и сам. А бывает, что мечтал сыграть Гамлета, а не вытянул. Я думал, конечно, об этом. И все же меня больше волнуют темы. Не зря у нас возникло творческое объединение «Маленький человек» с моей супругой Дарьей Долматовой. Играть роли о нас с вами, о тех, кто живет сейчас. Не о великих, не странных. Чтобы зриель приходил в театр и видел себя, узнавал.

— Вы забывали слова на сцене?

— Конечно! Обычно, если ты помнишь смысл, то просто говоришь своими словами. Хуже, когда это стихи. Удавалось сочинять в рифму.

— А можете вспомнить какую-нибудь забавную историю, кооторая с вами происходила во время спектакля?

— Была такая. Мы были в Израиле с гастролями спектакля «Тетки в законе». Я играл участкового, очень харáктерная роль. В какой-то момент там происходит комическая ситуация, когда из кобуры вместо пистолета я достаю огурец. Это всегда смешило зрителей. В Израиль мы брали минимум декораций и костюмов и решили, что огурец купим там, чтобы не везти с собой из Ульяновска. Купили там настоящий огурец, а я то до этого работал с бутафорским, который значительно легче. Достаю я его значит и он вылетает у меня из руки прямо в зрительный зал. Падает на пол и разбивается напополам. Я замер не зная, что делать, но смекалистый зритель из второго ряда моментально схватил половину огурца и швырнул мне на сцену. И так получилось, что он прямо четко попал мне в левую руку. Как будто мы срепетировали это. Это была такая случайность, которая вызвала бурю в зрительном зале! Я кланяюсь этому человеку, благодарю его за помощь и продолжаю дальше.

— Ваша супруга Дарья Долматова тоже актриса.

— При этом мы редко видимся. У нас есть общие дела. Правда, иногда хочется, чтобы этих дел не было, бывают разные мнения у нас. Но по большей части мы очень поддерживаем друг друга и у нас очень редко на профессиональной почве случаются разногласия. Мы выпускники одного мастера, на творчество и профессию смотрим одинаково. Мы женаты уже 19 лет и очень этому рады.

— 19 лет — это большой срок. В чем секрет вашего семейного счастья?

— Нужно учиться любить вопреки всему. Прощать. Меньше эгоизма, больше понимания. Любить, терпеть, прощать.

— Хотели бы вы, чтобы ваш сын пошел по вашим стопам?

— Он, кажется, смотрит в эту сторону, но не знаю... Это же не проторенная дорожка, тут каждый в одиночку. И как у него это получится, примет ли его сообщество, понравится ли ему. Меня очень тревожит его будущее, и я бы хотел, чтобы он был счастлив, если выберет этот путь. Это самое главное.

— Препятствовать не будете?

— Не буду. Пусть ищет себя.

— Чем занимаетесь в свободное время?

— У меня нет свободного времени. Оно есть только в отпуске, и мы всегда с Дашей и Петей садимся в машину и куда-нибудь едем. На юг, два раза ездили на север. Проводим это время только друг с другом, и это для меня самые счастливые моменты. Я так тоскую, когда в течение года мы редко видимся.

— Что пожелаете себе в этот день рождения?

— Здоровья и сил!

Елена Скворцова