В Советском Союзе телестудии были оборудованы передвижными станциями. Станция состояла из спецмашины «Магнолия», которая выполняла главные технические задачи, и вспомогательного автобуса. Для этих целей оборудовали автобусы ЛиАЗ, выпускать которые перестали в нулевых. Недавно один коллекционер техники приобрел уникальную находку — телевизионный автобус ЛиАЗ, который много лет служил на ВГТРК «Волга».

Новый владелец автобуса Александр с детства увлекался железнодорожным транспортом. Работал в Московском транспортном музее, сейчас трудится в троллейбусном парке. Его друг Андрей рассказал 73онлайн, что создание собственной коллекции началось, когда Александр увидел, как на металлолом порезали несколько уникальных машин, которые не взял музей. Тогда Александр накопил денег и начала самостоятельно покупать и спасать раритетные машины. Он единственный в Москве человек со своим собственным троллейбусом. Парк машин пополняется экземплярами из разных регионов. Одна машина уникальнее другой.

- Сейчас в коллекции Александра порядка десяти разных машин. В основном это ЛиАЗы и «Икарусы», - рассказывает Андрей. - Основная сложность - хранить и доставлять технику. Даже своим ходом это очень небюджетно, а на буксирах или тралах это и того дороже. Хранение даже на своей территории - дело либо сложное, либо дорогое. Чтобы машина не испортилась, она должна находиться под присмотром, в идеале - под крышей, но обеспечить это условие выходит не всегда.

За ульяновским телеавтобусом друзья охотились давно. Они знали, что на телестудиях есть ЛиАЗы с малым пробегом, поэтому искали информацию о телевизионных спецавтобусах в разных источниках. Так наткнулись на ульяновский автобус.

- Примерно с 2008 года он просто стоял без дела в тёплом гараже, и никто его не трогал. Он в очень хорошем, почти образцовом состоянии. Была мелочь по электропроводке, которую наш друг исправил прямо при разгрузке, и в целом за десять лет машина немного застоялась, требует пары дней вдумчивых работ. Но она на достаточно уверенном ходу, - говорит Андрей.

Автобус был выпущен в 1990 году. Лиазовские автобусы 677-й серии оборудовали в спецмашины на телезаводе в литовском городе Шяуляй. На телестудии в Ульяновске машина прослужила до 2008 года, один раз пройдя профилактический осмотр в Литве. Её использовали для обеспечения телетрансляции во время концертов, митингов, спортивных соревнований.

- Основная задача вспомогательного автобуса к передвижной телестанции — перевозка кабеля, штативов, микрофонов, камер и другого оборудования, не уместившегося в основном спецфургоне. Также в спецавтобусе оборудовано 8 пассажирских мест для персонала, а шкафы позволяют перевозить документацию на всё оборудование с собой, - рассказывает Андрей о функционале автобуса на своем канале в Яндекс.Дзен.

Коллекционеры хотят использовать автобус как музейный экспонат. Комплектацию собираются оставить телевизионную - так машина намного ценнее обычной. Нужно провести небольшие ремонтные косметические работы и обеспечить машине теплую зимовку под крышей и под присмотром. Часто бывшие телеавтобусы с незначительным пробегом перекупали автотранспортные предприятия небольших городов для использования по прямому назначению - машины, которые раньше возили журналистов и техников, перевозили обычных горожан.

Артем Горбунов