5 октября 85-летие отмечает актёр Ульяновского театра драмы им. И. А. Гончарова, народный артист РФ Алексей Дуров, настоящий старейшина актёрского сообщества региона, прослуживший на одной сцене больше 55-ти лет. Сегодня он на пенсии. Выходить на сцену здоровье не позволяет. Но активно следить за тем, что происходит в его родном театре и вообще за театральной жизнью области продолжает. Это его жизнь, про которую Дурову всегда было, что рассказать. 73onlne.ru в день юбилея актёра решил вспомнить и про «благословение», полученное им от «советской Софи Лорен»; и про его непростое, но точное попадание в образ Ленина; и про то, как Дуров продлил жизнь спектаклю; и про другие не менее интересные вехи творческого и жизненного пути без преувеличения Патриарха ульяновской сцены.

Завет кинозвезды

Знакомые, коллеги, друзья знают: Дуров — артист с характером. Иногда — непростым. Но талант имеет право. К тому же в его случае это не поза звезды (статус обычно уступает скромности народного артиста), но радение за единственный театр в его жизни, как смысл этой самой жизни. Его характер начал коваться и закаляться в первые же годы жизни Лёши Дурова в подмосковном Серпухове. Первое яркое воспоминание детства — вернувшийся в 1944 году с фронта раненый отец. Который никогда, по словам Дурова, «не хотел говорить о войне». Потом были послевоенные неурожайные голодные годы, когда «люди крапиву и лебеду стали есть». Когда Алексею исполнилось 14, отец из семьи ушёл, и подростку пришлось стать единственным мужиком в доме. Всё это и оставило в наследство железный характер и привычку к тяжелому труду.

Уже тогда Дурова спасали регулярные поездки с классом в Москву на спектакли. Впрочем, из зрителей Алексей скоро переквалифицировался в актёры самодеятельного театра при Серпуховском Доме культуры. Участвовал в самодеятельности и в армии, когда три года служил в ПВО под Горьким. Там его и заметила приехавшая с шефским выступлением кинозвезда Наталья Фатеева. Талант Дурова «советская Софи Лорен» оценила. Подошла после концерта в части и сказала: «Тебе надо в театральный. Ты поступишь».

В провинцию из принципа

Поступил. Закончил не просто ГИТИС, а курс легендарных Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, учеников самого Станиславского и Михаила Чехова из Первой студии МХТ. Принципы не позволили молодому актёру Дурову «пригреться» в Москве, поехал по распределению в Ульяновский драматический театр, которым тогда руководила ещё одна легенда отечественной режиссуры Вера Ефремова.

«Горжусь поступлением в её труппу, — утверждал актёр позже. — Как будто ещё один экзамен сдал». В итоге полторы сотни ролей за десять пятилеток.

— Были правда и года полтора простоев и невостребованности — делится Дуров. — Пришлось даже временно перейти в поделочный цех и изготавливать декорации, чтобы не остаться без дела и не уходить из театра совсем.

Ленин и приступ

Отдельная тема — театральная Лениниана. Владимиром Ильичём он становился на сцене трижды (в спектаклях «Ульяновы», «Между ливнями» и «Во имя жизни»), приняв эстафету от главного Ленина ульяновского драмтеатра Матвея Шарымова. Вспоминает:

— В советское время на роль вождя утверждали серьёзно и сурово, аж в ЦК КПСС. Первоначальный грим контролировали во МХАТе — главном театре страны. Требования к претендентам — нешуточные. Членство в партии — обязательно. Физиогномические особенности учитывались: окружность головы, тип лица, даже форма скул.

Фирменное ленинское лукавство во взгляде, так удалось Дурову, что его фотопробы хвалил худрук МХАТа Олег Ефремов. Справлялся, что за артист. Хотел видеть в штате своего театра. Но сам Дуров «уже врос корнями в ульяновскую землю и во МХАТ не захотел.

«Беспримерная верность Алексея одному театру — это настоящий подвиг, — говорила о нём товарищ и коллега, народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Клара Шадько. — Он — трудоголик, до изнеможения... Неповерхностный и глубокий. Для него «театр, как музыка, а ещё это большой труд и вечный бой — с самим собой».

И раз бой, то не просто на разрыв аорты, а до сердечного приступа. С которым однажды увезли Дурова на скорой после спектакля. Уже через пару недель он снова играл.

Семья, как хобби

Ещё один юбилей этого года связан у актёра с семьёй, которую называет своим главным хобби. Дуров и его супруга не так давно отметили изумрудную свадьбу (55 лет). Сын Андрей — предприниматель, двое взрослых внуков. Его надёжный тыл и главный критерий человеческого счастья.

Почётный гражданин Ульяновской области Алексей Дуров до 2021 года выходил на сцену, пока силы позволяли. В 2013-м продлил жизнь спектаклю «Правда — хорошо, а счастье лучше», ввёлся на роль Грознова, которую до ухода из жизни в 2010 году играл Борис Александров. А в 2014-м стал движущей силой спектакля «Бедная Лиза», полтора часа не уходя со сцены. Такая, как он сам это называет, «театральная верность призванию и в этом — настоящий артист».

Фото предоставлено Ульяновским театром драмы им. И. А. Гончарова

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Владислав Стасов