Родители московских школьников предлагают изменить систему питания и сделать ее такой, как в Ульяновске. Сейчас родители в столице бесправны, их детей, конечно, кормят, но никаких договорных отношений с операторами питания нет. Примером организации системы питания для москвичей стал Ульяновск. По инициативе ассоциации операторов социального питания здесь внедрили систему договоров с каждым родителем.

В Москве родителям школьников уже давно приходится биться за подписание договоров с операторами питания и за обеспечение родительского контроля. Например, активистка Елена Петрушина собирает в социальной сети мнения по поводу того, что и как нужно изменить в системе питания в школах и детских садах Москвы. Тогда как в Ульяновске все это уже давно есть. Теперь Петрушина обратилась к общественности Москвы с предложением - "сделать родителей третьей стороной в контракте школ и поставщиков питания". "Родители и их дети реально потребители услуг поставщиков питания, они оплачивают эти услуги, но в госконтракте сейчас они никак не прописаны", - сетует Елена Петрушина.

Она ссылается на опыт Ульяновска, считая его примером. "Родители должны стать стороной по договору и дать поручение директору о подписании с поставщиком контракта на условиях, которые должны заранее согласовать именно родители", - считает Елена Петрушина.

В самом деле, в Ульяновске отношения между родителями и операторами питания построены сейчас на законных основаниях. Систему договорных отношений первой в регионе ввела компания «Альтернатива». Благодаря этому родители могут принимать участие в жизни школы во всех смыслах, в том числе в выборе школьного меню и отслеживании его качества.

По словам гендиректора «Альтернативы» Андрея Толмачева, раньше питание организовывали сами учреждения – родители не принимали в этом процессе никакого участия. Да и прав у них никаких не было. Деньги сдавались наличкой, а что ребенок ест – неизвестно.

– Наш регион первым в России вышел на правовые отношения с родителями. С каждым законным представителем ребенка был подписан договор, в котором прописаны права и обязанности каждой стороны. В том числе, что родитель может осуществлять контроль питания в любое время, когда ему захочется. Ульяновская область - единственный регион, где юридически закреплены отношения между операторами питания и родителями, - подчеркивает Толмачев.

Кроме того, он отметил, что для каждого ребенка был открыт лицевой счет, куда можно онлайн переводить деньги и оплачивать питание. Родители могут видеть, как поступают деньги на счет и на что они тратятся: все доходы и расходы прозрачны, а за услуги выдаются чеки.

– Мы работаем только с качественной продукцией. С каждым из поставщиков у нас прописано в договоре, что мы можем без предупреждения провести лабораторные исследования, чтобы проверить качество продукции. В этом плане с нашей стороны ведется серьезный контроль. В случае отклонений мы можем сразу же отказаться от совместной работы. Мы выбираем тех, кто дорожит своей репутацией, и нарушений практически не было, - отмечает Андрей Толмачев.

Родитель может прийти в школу или детский сад в любое время и попробовать еду в столовой. Не блюдо, приготовленное для дегустации, а что называется из общего котла. Оставить свой отзыв родители могут в журнале дегустаций, который регулярно просматривается технологами. В случае, если возникнут вопросы, технологи в кратчайшие сроки связываются с родителями, стараясь решить проблему. Два года назад для ускорения работы был введен специальный раздел «Дегустация» на сайте. Специалист компании видит замечания от родителей в режиме онлайн и в течение нескольких минут связывается с ними. В свою очередь, операторы питания проводят работу над ошибками и приглашают заново оценить блюда.

Член экспертного совета при ОНФ Андрей Плышевский считает, что опыт Ульяновской области, безусловно, замечательный, и систему договоров следует ввести в каждом регионе:

- Ульяновскую область можно считать примером для подражания. Договоры действительно должны быть, но не обязательно такими, как в Ульяновске. Конечно, существует несколько нюансов, которые еще не учтены, но как опыт - он абсолютно правильный, и он должен распространяться. Договоры, конечно, нужно дорабатывать, вписывать туда ссылки на законы, чтобы защитить родителей. Но наличие такого договора – это пример для всей России. Практика замечательная, ее обязательно нужно брать за основу.

Елена Скворцова