Алексей Саперов, известный под псевдонимом St.Brevoll, за три года прошел путь от росписи стены в своей квартире до выхода на международный рынок современного искусства. В интервью 73online.ru он рассказал о своем самом дорогом проекте, за что любит Спанч Боба и что значат лось, пингвин и белка на улице Федерации.

- Поп-арт - это вообще искусство?

- Здесь нужно говорить более глобально. Многие его не считают за искусство. Но если ты себя позиционируешь как художник, этим званием тебя не обязательно должны обозначить другие люди. Если ты себя считаешь творцом, значит, ты им и являешься.

Что касается поп-арта - жанра, зародившегося в Америке в 60-е годы, он отражал современную ему действительность: США отошли от мировой войны, началось мирное существование, появилось множество брендов, развивались музыка и кинематограф. И поп-арт стал реакцией на стиль массового потребления американцев. Затем он начал эволюционировать. Мой жанр называют нео-поп-арт – на моих работах появляются персонажи текущей действительности.

- Какие персонажи - любимые?

- Это персонажи из западной культуры – звезды кино, спорта, музыки. Один из любимых моих актеров - Леонардо Ди Каприо, самое большое количество работ – с ним. Часто я использую моделей из шоу-бизнеса, ангелов Victoria's Secret. Больше всего мне нравится Эмили Ратаковски. Из спортсменов - Майкл Джордан. Современное искусство за последние 5-10 лет было связано с идеологией богатства, художники часто использовали образ Скруджа МакДака, который купается в золоте. Мне же ближе Спанч Боб, он вне конкуренции, вне времени. Момент, когда Губка Боб бежит с короной, я взял как определенную фишку и часто добавляю его в свои работы.

- Как ты относишься к социальным проектам? Власти стали очень лояльны к современному искусству. Хороший пример – улица Федерации в Ульяновске, где ты разукрасил фигуры животных: лося, пингвина, белочки...

- На Западе давно лояльное отношение к современному искусству. Там постоянно обновляют улицы в городах какими-то проектами, временными инсталляциями. В России развитие есть, но медленное. Я от души горд родным Ульяновском, что здесь реализованы достаточно амбициозные идеи, которые отразились на улице Федерации. Правда, реакция горожан была неоднозначной, но я думаю, что в этом и есть огромный плюс. Если объект вообще вызывает какую-то эмоцию, пусть даже негативную, значит, задача реализована.

- А как тебе заказали этот проект?

- Предложение сделал директор Агентства городских инициатив Алексей Гаев, который был основным инициатором всех изменений на Федерации. Мы давно друг друга знаем, и он мне предложил реализовать себя. Ни в какие рамки меня не ставили, сказали, что есть участок, высказали свои пожелания.

- Какая задумка в установке этой живности на улице Федерации?

- Проект не закончен, белка находится в незавершенном состоянии. Лось - это отсылка к истории, ведь раньше улица называлась Лосевая. Пингвин с блюдом - символ гостеприимства, изобилия. Ну, а белочка будет установлена дальше у баров, думаю, здесь не нужны комментарии (смеется). Это персонаж из анекдотов, который стал мемом. Все банально и просто.

- Денег-то заплатили? Это ведь коммерческий проект?

- Это не коммерческий проект в полном смысле. Часть работ я просто подарил городу. Уже потом, когда это начало занимать все больше времени, возникла компенсация. Но это не те расценки, по которым я работаю с клиентами. Мне было интересно реализовать себя в городской среде. Это мой первый опыт, я никогда не выходил за рамки галерей и выставок.

- Как ты относишься к хейту?

- Конечно, я обращаю внимание на это. Но за три с лишним года работы я могу вспомнить всего несколько случаев негативной реакции на мои работы. Поэтому я к хейту не был готов. Думаю, возмущается та категория людей, которая будет всегда недовольна. У них просто такая жизненная позиция.

- Сколько процентов работ ты делаешь для остального мира, а какую часть — для России?

- 70% - это отправка за границу.

- С кем ты сегодня работаешь, кто твой основной заказчик?

- У меня получилось наработать определенную базу. Заключены контракты с некоторыми галереями, которые реализуют мои работы с максимальной наценкой. Куда они отправляются дальше - я не знаю. Часть моих клиентов ушли, перестали выходить на связь. Думаю, причина в политической обстановке. Но я все больше рисую для российского потребителя.

- С какими галереями продолжаешь сотрудничать?

- В Сингапуре - All about gallary, нью-йоркская галерея М-16, сейчас ведем переговоры с галереей в Дубае. В России чаще работаю с частниками. Много заказов, связанных с оформлением ночных клубов, баров. Вот скоро в Ульяновске будет открываться бар «Руки вверх!», и я как раз занимаюсь оформлением. Рассматриваю еще два предложения – ночной клуб в Москве и один в Нижнем Новгороде. Названия раскрыть не могу, пока идут переговоры.

- 110 работ ты нарисовал за три года. В какие страны они улетели?

- Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Дубай, Мексика, Америка, Греция, Франция, Польша, Чехия, Болгария, Австралия, Канада, Корея, Великобритания. Для меня это мотивация. Сам процесс взаимоотношений с клиентом дает возможность двигаться вперед. Я не могу сказать, что у меня была острая необходимость в деньгах, прежде всего я хотел себя реализовать.

- Какая у тебя была самая большая сделка?

- Я оформлял московский ночной клуб Different, там висит порядка 20 моих работ. Если в рублях, то это около 3 млн рублей.

- Какой порядок цен на твои картины? Как ты выстраиваешь экономику?

- Одна работа стоит в среднем порядка 70-120 тысяч рублей, все зависит от размера. Есть несколько вариантов формирования цены, это динамичный процесс. Коммерческие проекты стоят в разы дороже. Есть наценки за срочность. Все индивидуально.

- Ты предприниматель, занимаешься бизнесом много лет. Расскажи об этом? Что является основным источником дохода?

- У меня есть IT-компания. Мы предлагаем программное обеспечение по автоматизации склада и всему, что связано со штрих-кодами, терминалами сбора данных. Наши клиенты - «Трехсосенский», «Волжанка», КПЦ «Металлоконструкция», ведем переговоры с димитровградской компанией «Элад». Это основной бизнес. В прошлом году мы с партнерами открыли ещё «Лограйз-ТК» – это транспортная компания, занимаемся доставкой из гипермаркета «Сарай».

- Были экстравагантные заказы, от которых ты отказывался?

- Один раз отказался от заказа, где молодой человек себя хотел обнаженного. Я к такому не был готов. Рисовать мужскую обнаженную натуру... Женскую – без проблем, а мужскую пока рука не поднимается.

- Кто тебе нравится из современных художников?

- Мне очень нравятся работы ульяновского художника Холтова. Вроде простые и технологичные, но они достаточно глубокие.

- Ты как-то говорил, что терпеть не можешь классическую живопись...

- Это был хайп! (смеется) Сказать, что у меня негативная реакция на классиков, не могу. Мне очень нравится Айвазовский: его стихия, море, штормы - это красиво. Нравятся импрессионисты, те, кто стоял перед поп-артом - Ренуар и Мане.

- Алексей, а что у тебя написано на футболке?

- Я же еще и одеждой занялся. Мой бренд – St.Brevoll. И надпись на моей футболке - «долбанный арт» - это самоирония.

Уже отшили коллекцию, представили на двух событиях – на Fashion Week и Art Volga. У нас совместная коллекция с ателье Lamontee: футболки, платки, ветровки. Есть определенные сложности с партнёрством, поэтому сейчас они в продажу не поступили: часть одежды реализовали, а часть пока остановили, пересмотрим порядок цен.

Дарья Косаринова