Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому регионы могут вводить дополнительные ограничения на торговлю алкоголем. В том числе, в точках общепита в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. Документ опубликован на портале правовой информации.

Первый в Ульяновской области «антиалкогольный закон» вступил в силу 17 лет назад. С тех пор ограничения постепенно становились все более суровы, и правительство региона собирается продолжать закручивать гайки, сокращая число вариантов «залезть в бутылку».

Новая федеральная инициатива позволяет региональным властям ограничивать время продажи любой алкогольной продукции, включая пиво, сидр, пуаре или, например, медовуху в точках общепита, расположенных в многоквартирных домах, за исключением ресторанов, кафе, баров и буфетов. Сейчас субъекты РФ могут тормозить реализацию только крепкого алкоголя. Кроме того, закон, вступающий в силу 1 апреля, запрещает использовать наименования алкогольной продукции, которые вводят в заблуждение относительно ее вида и состава.

Законодатели обратили внимание на то, что практика «наливаек» или «распивочных» имеет выраженную региональную специфику, что делает необходимым регулирование проблемы именно на местном уровне. В качестве негативных примеров приводились Башкирия, Курганская, Оренбургская, Мурманская, Пензенская и Иркутская области.

Исключением из списка Ульяновск не оказался. Напомним, в прошлом году произошла трагедия – больше сотни людей отравились суррогатом «Мистер Сидр», в котором обнаружили примеси метанола и этилбутирата. Погиб 21 житель региона, еще больше - в других субъектах страны.

Одним из разработчиков законопроекта стал сенатор от Ульяновской области Сергей Рябухин, получающий сообщения от граждан, что днем подобные сомнительные торговые точки работают, как обычные магазины, а по ночам, во время официального запрета, реализуют алкоголь, привлекая асоциальных посетителей со всей округи. Шум и беспорядки мешают спокойно жить:

– Больше всего жалоб поступает на те организации общественного питания, которые сначала открыли кафе, получили лицензию на продажу алкоголя, а затем начали разливать пиво. Чуть не в подъездах. Часть субъектов Федерации настаивала на полном запрете продажи алкоголя в жилых домах, другие – были против этого решения. Речь, в первую очередь, идет о южных регионах и популярных туристических направлениях. Нам удалось прийти к компромиссу – регионы получили право самостоятельно регулировать эти вопросы. Закон позволит упорядочить реализацию алкогольной продукции в местах проживания граждан и минимизировать случаи продажи некачественного спиртного в целях защиты жизни и здоровья населения.

По мнению сенатора, нельзя применять названия, которые не относятся ни к содержанию, ни к качеству продукта: «Условно, на бутылку спирта теперь не смогут приклеить этикетку «Доброе здоровье». Сюда же всевозможные «фанфурики», так называемые эликсиры и настойки. Новый закон усиливает ответственность за подобные нарушения».

Больше не наливать

Законодательная инициатива вызвала раскол в федеральных властных структурах. Так, комитет Госдумы по экономической политике ее поддержал и рекомендовал принять в первом чтении. В свою очередь, Минфин выступил против предложения депутатов. В ведомстве отметили, что у региональных властей и без того достаточно полномочий в вопросе регулирования торговли алкоголем. Кроме того, сначала нужно соотнести количество нарушителей с числом добросовестных участников рынка.

Аналогичная «турбулентность» случилась прошлой осенью и в Законодательном собрании Ульяновской области при обсуждении инициативы. По данным регионального минсельхоза, под угрозой закрытия оказались чуть ли не все магазины, в том числе - крупных сетей: «Бристоль», «Гулливер», «Красное и Белое». Ликвидация 180 точек продаж привела бы к сокращению не менее 600 рабочих мест, налоговой недоимке в 3,5 млрд рублей и уходу федеральных ритейлеров.

Против законопроекта публично выступили глава бюджетного комитета Мария Шпак, председатель экологического Вячеслав Ковель и возглавляющий аграрный комитет Рамиль Хайруллин, поставившие под сомнение исполнение бюджета. Бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина тоже встала на сторону противников законопроекта – призывала найти баланс, поскольку в торговых точках на первых этажах многоквартирных домов вместе с алкоголем продают и товары первой необходимости. Единственным борцом с «наливайками» выступил депутат Василий Гвоздев, на которого ополчилось большинство.

Спустя несколько месяцев консенсус, кажется, нашли. Рамиль Хайруллин в разговоре с 73online.ru заявил, что в Ульяновской области законопроект примут этой осенью:

- Инициативу однозначно поддержим. Когда в парламенте шли баталии, закон был несовершенен и стриг всех под одну гребенку – мелких частников и крупные сети. Сейчас же, после доработки документа, под запретом окажутся лишь «маргинальные» заведения, которые залезли без лицензии в общепит. Мы получаем много претензий со стороны избирателей к таким точкам продаж в спальных районах и во дворах, которые становятся центром притяжения для сомнительных личностей, провоцирующих конфликты и даже преступления.

Василий Гвоздев считает, что вопрос запрета «наливаек» наиболее актуален в объявленный Президентом России Год семьи:

- Это вопрос политической воли. Нужно срочно создать межведомственную рабочую группу, отрегулировать места и время продажи алкоголя, провести экспертизу и дать переходный период для бизнеса. Понимаю, что есть законы экономики, что столкновения мнений будут, но нельзя же все яйца в одну корзину положить и взболтать – это ненормально! В городе должно быть элементарное зонирование. Не хочу, прогуливаясь с детьми по парку или спортплощадке, видеть пьяных отдыхающих!

Позицию исполняющего обязанности министра сельского хозяйства Алексея Леушкина узнать не удалось. В ведомстве на запрос редакции ограничились дежурной формулировкой: «В настоящее время министерством прорабатывается вопрос целесообразности введения дополнительных ограничений по розничной продаже алкогольной продукции в МКД».

Фото на главной: соцсети

Дарья Косаринова