Ульяновские учителя приняли участие в онлайн-диагностике Яндекс.Учебника вместе с 70 тысячами педагогов по всей России. Таким образом удалось выяснить, как педагоги справляются с трудным поведением школьников. Оказалось, что ульяновские учителя хорошо умеют анализировать свою деятельность и выстраивать работу с детьми, а вот определить причины такого поведения для педагогов оказалось гораздо сложнее.

Согласно исследованию НАФИ и благотворительного фонда «Шалаш», 50% россиян сталкивались с проявлениями трудного поведения. Для педагогов эта проблема стоит еще более остро: практически любому учителю иногда приходится работать с нарушениями правил и конфликтами между учениками.

В марте 2021 года во время третьего интенсива для учителей от Яндекс.Учебника была проведена диагностика их умения работать с трудным поведением, в том числе, с какими его проявлениями учителя сталкиваются чаще всего. Задания для тестирования разработала команда благотворительного фонда «Шалаш».

Работа с трудным поведением — это комплексная задача, считают создатели интенсива. Она требует от педагога умения выявлять трудное поведение и понимать его причины, грамотно реагировать на его проявления, осмыслять свои действия и выстраивать стратегию работы с учениками. Всеми этими навыками тяжело овладеть: 24% учителей Ульяновской области набрали больше половины баллов в каждом из разделов тестирования, связанных с разными составляющими работы с этой проблемой. Однако 73% получили хороший результат (выше 50 баллов) по четырём из пяти компетенций. Выяснилось, что сильные стороны педагогов — это анализ своей деятельности (средний балл — 75 из 100) и выстраивание стратегии (средний балл — 71 из 100) работы с детьми (средний балл — 71 из 100). Слабое место — это анализ причин такого поведения: учителя справились с этим разделом диагностики в среднем на 49 баллов.

Учителя начальной школы чаще всего сталкиваются с выкриками с места (64%) и вопросами не по теме урока (64%). А вот затяжные конфликты, воровство и агрессия по отношению к педагогам не распространены: с каждым из этих проявлений трудного поведения сталкивалось менее одного процента опрошенных.

В старшей школе ситуация обстоит немного иначе: выкрики с места и неуместные вопросы встречаются реже. Зато учителя чаще вынуждены справляться с игнорированием (15%), отказом от выполнения заданий (15%) и пропусками занятий (13%).

Трудному поведению детей способствуют разные факторы: как внешние (неблагоприятные условия в школе или в семье), так и внутренние (особенности развития ребенка). По мнению учителей начальной школы, проявления трудного поведения у учащихся чаще всего связаны с их особенностями развития — так считает 51% опрошенных. 34% педагогов убеждены, что такие проявления могут вызываться социальными условиями жизни ребенка, 9% называют в качестве основной причины размывание границ между реальной и виртуальной жизнью. Среди учителей старшей школы самый распространенный ответ — те же особенности развития подростков (42%). На втором месте идут социальные условия (41%), а на третьем — стирание границ между реальным и виртуальным миром.

Мария Петрова