Межрегиональный отраслевой союз работодателей «Транспортный альянс», куда входит 11 ульяновских перевозчиков, направил Михаилу Мишустину обращение с просьбой до середины 2021 года запретить штрафы за отсутствие кассовых аппаратов в автобусах. По подсчетам участников рынка, установка оборудования обойдется перевозчикам Ульяновской области почти в 70 млн рублей. В частности, «Транспортный альянс» оценивает свои затраты примерно в 12 млн рублей. Несмотря на то, что федеральный закон о кассовых аппаратах уже вступил в силу, перевозчики отмечают, что не у всех предпринимателей есть возможность закупить оборудование. Из-за вызванного пандемией падения пассажиропотока доходы отрасли, по оценкам «Альянса», сократились почти на 50%.

По словам исполнительного директора «Транспортного альянса» Святослава Малаева, из-за коронавируса автопервозчики столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Именно поэтому союз и направил обращение в правительство России. «Мы считаем, что сфере пассажирских перевозок нужно особое внимание со стороны властей, тем более что несмотря на включение в перечень пострадавших от пандемии отраслей, перевозчики не получили практически никакой финансовой поддержки», - поясняет Святослав Малаев. По его словам, кроме ульяновских предпринимателей, с подобной просьбой к правительству обратились и коллеги из Ленинградской области.

Пассажиропоток на фоне пандемии и связанных с ней ограничительных мер, в том числе перевода части сотрудников на дистанционную работу, сократился во всех регионах России. В Ульяновской области, по данным Росстата, в январе – сентябре он снизился более чем на 20%. Представители «Транспортного альянса» называют другие цифры – до 50%.

Доходы перевозчиков сокращаются сопоставимыми со снижением пассажиропотока темпами, подчеркивает представитель нескольких ульяновских перевозчиков Максим Слугин. «При этом расходы предпринимателей только выросли: подорожало топливо, обслуживание автобусов, добавились расходы на санитарную обработку транспорта и средства индивидуальной защиты, – перечисляет Максим Слугин. – Кроме того, с 2021 года, согласно федеральному законодательству, мы должны будем закупить тахографы, а это порядка 40 – 45 тысяч рублей за аппарат, сертифицированные системы видеонаблюдения и многое другое. Никто не снимал и обязанностей по обновлению подвижного состава на маршрутах».

Драматизма ситуации добавляет то, что размеры штрафов за нарушение закона об оплате билетов только с помощью кассовых аппаратов сопоставимы с затратами на покупку техники, отмечают перевозчики. Так, ИП за отсутствие терминала придется отдать до 50% выручки, но не менее 10 тысяч рублей, а ООО – до 100% выручки, но не менее 30 тысяч рублей. Для сравнения, средняя стоимость кассового аппарата – 20 тысяч рублей.

Закон об обязательном применении контрольно-кассовых терминалов уже стал одним из самых обсуждаемых в России. Как пояснили в Госдуме, главная его цель – сделать прозрачными расчеты перевозчиков как для пассажиров, которые получат на руки чеки, так и для налоговой службы. Закон вступил в силу еще в 2019 году, и сразу же встретил возражения участников рынка. Летом 2019 года Госдума продлила мораторий на привлечение к ответственности за неприменение ККТ в транспорте и ЖКХ до июля 2020 года, затем запрет на штрафы пролонгировали до октября 2020 года.

Сейчас продление моратория на штрафы обсуждается снова – на этот раз до 1 июля 2021 года. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму депутатом Вячеславом Лысаковым. Главные аргументы – снижение доходов автоперевозчиков из-за сокращения пассажиропотока и необходимость продолжить обновление автотранспорта. «Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывалось 409,9 тыс. автобусов. Средний возраст парка составляет 16,5 года, 45,8% старше 15 лет. За отдельными исключениями региональные парки автобусной техники обновляются за счет средств частных инвестиций. По данным Министерства транспорта России, в 2019 году в транспортную отрасль всего было привлечено инвестиций на сумму 2,4 трлн рублей, из которых 1,5 трлн рублей - внебюджетные инвестиции. Привлечение частных инвестиций позволяет решить проблему возобновления парка подвижного состава и обеспечения транспортной доступности населения при экономии бюджетных средств», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Перспективы очередного продления моратория на штрафы для перевозчиков не очевидны, считают эксперты. Правительство России уже вынесло отрицательный отзыв на инициативу депутата Лысакова. Проверки кассовых аппаратов у предпринимателей и так отменены до конца года из-за распространения коронавирусной инфекции, а ИП, которые находятся в наиболее сложным положении по сравнению с более крупными компаниями, уже разрешили обходиться без ККТ до 1 июля 2021 года, отметил зампредседателя правительства РФ – руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко. «Полагаем, что принятые меры поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере общественного транспорта и ЖКХ достаточны», – заключил г-н Григоренко.

Ульяновских перевозчиков отрицательный отзыв правительства не лишает надежды, подчеркнул Святослав Малаев. «Обращения в правительство РФ были и раньше – их расписывают по министерствам и передают в работу клеркам, которые не вникают в ситуацию», – пояснил Святослав Малаев. По его словам, «Транспортный альянс» будет добиваться, чтобы обращение региональных перевозчиков рассмотрел лично Михаил Мишустин.

«Думаю, шансы ульяновских перевозчиков равны примерно нулю», – считает руководитель ульяновского регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников. По словам г-на Солодовникова, местные предприниматели не учитывают всех политических реалий. «Идея введения ККТ не связана с пандемией, она продиктована желанием замерить оборот всех отраслей экономики, и Мишустин как опытный фискальщик в этом заинтересован, – отметил Николай Солодовников. – В России, в отличие от Европы, много сфер, где денежные потоки не зарегулированы». В частности, оборот пассажирских перевозок до сих пор никто по большому счету не мониторил, добавил Солодовников.

Екатерина Старцева