Во вторник, 24 октября, на заседании бюджетного комитета ЗСО перед депутатами выступила директор ТФОМС Екатерина Буцкая - в 2023 году доходная часть упала на 81,9 млн рублей до 18,9 миллиардов. Хорошие новости - это говорит о том, что объем штрафов за плохое оказание медицинской помощи в ульяновских больницах снизился. Плохие - из-за сложившегося кадрового кризиса учреждения здравоохранения региона не в состоянии выполнить обозначенные планы, задолженность и размер просуженных средств по исполнительным листам растет.
Планы больниц по территориальной программе госгарантий исполняются скверно. Аутсайдерами стали Майнская, Вешкаймская, Инзенская, Базарносызганская РБ, а также городская поликлиника №3 в Ульяновске. Там объемы оказания медпомощи пациентам самые скромные. Это в первую очередь связано с дефицитом кадров в сфере здравоохранения. Однако есть и такие учреждения, кто недобирает пациентов даже по диспансеризации, где профильные специалисты не требуются.
Кроме того, задолженность растет по всем строкам, так как средства ТФОМС в больницы не попадают, хотя были заложены. Министр финансов Наталья Брюханова пояснила, что медучреждения финансируются из трех источников: бюджет Фонда, бюджет области и внебюджетные средства, заработанные организациями самостоятельно. Первые два источника - целевые, а областной бюджет и вовсе не покрывает потребность, выделяет средства лишь по исполнительным листам. Прямое субсидирование больниц на погашение задолженности невозможно - прокуратура выступила против.
Директор ТФОМС Екатерина Буцкая объяснила, что деньги из Фонда идут за каждый застрахованный случай. Бюджет отрасли на 2023 год бездефицитный, но платежная дисциплина учреждений хромает.
Депутаты взвыли: «Откуда долги? Расходы есть, а доходов нет - так, получается? Мы искусственно загоняем наши медорганизации в долговую яму!».
Председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров взял слово и сказал, что долги сложились в 2016-2017 годах, когда «минздрав не контролировал затраты». Так, к 2018 году объем общей задолженности составил порядка 2 млрд рублей, сейчас эта цифра ниже. Егоров считает, что нужны «стратегические решения»: «ТФОМС их не видит, не может погасить, минздрав говорит, что это не его долги, а проблема главного врача». Он заявил, что на коммунальные платежи, закупку лекарств остается лишь 10% от денег ТФОМС, основная часть расходов - это фонд заработной платы. Кроме того, главврачей «грузят» пенями, штрафами, судебными издержками.
Первый вице-спикер ЗСО Владимир Камеко призвал присутствующих к «честному разговору»: «Минздрав не в состоянии оказать услугу из-за отсутствия врачей». «Создали условия, чтобы больницы не работали?», - возмутился зампредседателя парламента Сергей Моргачев. «Этот порочный круг пора зарывать!», - воскликнул глава аграрного комитета Рамиль Хайруллин. По словам депутатов, некоторые медучреждения, в частности Новомалыклинская РБ, генерируют ежегодно по 40-60 млн рублей убытков, а главврачам «нравятся» судебные решения, чтобы минздрав их потом «перекрывал».
Глава бюджетного комитета Мария Шпак предложила заслушать позицию министерства здравоохранения на заседании соцкомитета, чтобы в дальнейшем обсудить, как «поменять правила игры».