Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил, какие субъекты РФ могут больше всего пострадать от введенных в 2022 году санкционных ограничений. В топ-3 самых импортозависимых регионов страны вошли Калужская, Ульяновская и Самарская области.
Рейтинг подготовлен экспертами НИУ ВШЭ на основе данных Банка России о доле импорта из стран, объявивших в отношении России санкции, в конечной продукции по отраслям экономики, а также оценки доли занятых в региональных отраслях специализации.
По оценкам Банка России, больше всего ввоз товаров для производственных нужд необходим таким отраслям, как автомобилестроение (25% импорта), производство резиновых и пластмассовых изделий (18%), производство прочих транспортных средств (16%), машины и оборудование (15%), фармацевтика (15%).
Эксперты отмечают, что специализация региона на подобных видах деятельности повышает риски возникновения в нем экономических и социальных проблем в 2023-м и ближайшие годы.
В топ-5 самых импортозависимых субъектов РФ вошли: Калужская, Ульяновская, Самарская области, Татарстан и Владимирская область.
В зоне максимального риска оказались субъекты РФ с высокой долей обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте, высоким уровнем инновационного развития и полиотраслевой моделью специализации.
В рейтинге импортозависимости регионов Приволжского федерального округа Ульяновская область занимает первое место (5,5%). Далее идут: Самарская область (5,4%), Татарстан (5%), Нижегородская область (5%), Марий Эл (4,8%), Чувашия (4,6%), Мордовия (4,6%), Удмуртия (4,5%), Пермский край (4,4%), Пензенская область (4,3%), Башкортостан (4,2%), Кировская область (4,1%), Саратовская область (3,9%), Оренбургская область (3,3%).
— Чем активнее регионы привлекали зарубежных инвесторов, строили новые заводы и формировали новые отрасли специализации за предыдущие двадцать лет, тем сложнее оказалась их экономическая ситуация в 2022 году, — отметил директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко.
По его словам, дальнейшее стратегическое развитие таких регионов будет зависеть от их успехов в привлечении замещающих инвестиций из дружественных стран (например, в автомобилестроении китайских партнеров взамен европейских, японских и американских), а также от участия в конкуренции за новые федеральные ресурсы на «обеспечение технологического суверенитета».
Фото на главной: freepik.com