Эксперты по итогам года опустили Ульяновскую область в рейтинге туристической привлекательности сразу на семь пунктов. Местные представители отрасли не согласны: приток туристов как минимум не падает, даже в сравнении с богатым на приезжих футбольных болельщиков 2018 годом. Однако работать еще есть над чем, и в первую очередь над инфраструктурой и рекламой региона. Профильное ведомство обещает потрудиться над тем, чтобы завлечь к нам больше состоятельных европейцев.

В конце прошлого года опубликовали Национальный туристический рейтинг регионов, который снова поставил вопрос: все ли ладно в туриндустрии Ульяновской области. Он составлен центром информационных коммуникаций "Рейтинг" при поддержке журнала "Отдых в России". Участников оценивают по нескольким критериям: инфраструктуре, туристской уникальности, числу занятого в отрасли персонала и ее доходности, популярности у туристов, уровню преступности и информационному продвижению. Учитывается и мнение экспертного сообщества.

На первый взгляд, у Ульяновской области все относительно неплохо: 36 место и членство в группе с условным названием "Крепкие профи". Однако есть один момент: в рейтинге 2018 года мы занимали 29 место, то есть рухнули за год сразу на семь пунктов. 73online.ru опросил экспертов и узнал, действительно ли мы проигрываем битву за туристов и как сделать регион более привлекательным для них.

И.о. директора агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин с результатами рейтинга не согласен. По его словам, исследованием занимался коммерческий проект, поэтому его объективность вызывает сомнения.

- Официальных запросов о ситуации в отрасли в регионе нам не поступало, итоговой статистики за 2019 год еще нет - поэтому на основании каких данных составлялся рейтинг, я не понимаю, - говорит Ильин.

Более того, по предварительным подсчетам агентства, прирост числа туристов по итогам 2019 года будет в районе 3% (окончательных данных за весь год пока не подготовили - прим. ред.).

- 2018-й был годом чемпионата мира по футболу, и мы приняли много иностранных гостей. Поэтому ждали, что по итогам следующего будет некоторое падение, но самое интересное, что за первые девять месяцев 2019 года прирост по иностранным туристам составил 12%. Плюс мы реализовали инвестиционные проекты на 600 млн рублей: открыты гостиницы и рекреационные комплексы. Поэтому не соглашусь, что наше положение в сфере туризма как-то ухудшилось.

Г-н Ильин также поделился планами на будущее, которые помогут региону подняться в отраслевых рейтингах:

- Первое - продвигать территорию на международном рынке, пересмотреть маркетинговую стратегию. Нужна хорошая рекламная кампания и нужно предложить качественный туристический продукт. Мы понимаем, какую аудиторию хотим отработать. Это европейцы, они платежеспособны, любят комфорт и хорошо отдохнуть. Это "дорогой" сегмент, которому нужно предложить изысканные продукты. Есть и малоплатежный сегмент, как, например, китайцы. Они едут массово, но оставляют мало денег. Поэтому дальнейшие задачи - разработка качественного продукта, правильное позиционирование, содействие в реализации инвестиционных проектов, благодаря которым будут строиться качественные гостиничные комплексы классом не менее 4-5 звезд, способные удовлетворить потребности изысканного иностранного туриста.

Директор музея-заповедника "Родина В.И. Ленина" Ирина Котова тоже не согласилась с данными рейтинга:

- 2019 год с точки зрения туристической привлекательности региона ничем не отличался от предыдущего. Мы по посещаемости показываем примерно ту же цифру, что и в прошлом году, и она достаточно устойчива последние четыре года. У нас есть явный показатель: посещаемость туристами, которые совершают круизы по Волге. Большой обвал был четыре года назад из-за проблем с речным флотом и того, что Свияжск и Булгары стали оттягивать турпоток. Но тем не менее цифру круизного туризма мы держим. Падения не прозошло или оно очень незначительное.

По словам г-жи Котовой, Ульяновску следует в первую очередь заняться инфраструктурой, чтобы повысить свою привлекательность:

- Город имеет потрясающие конкурентные преимущества с точки зрения объектов показа. У нас великолепные музеи, высокого уровня экскурсоводы. Но к нам трудно добраться, особенно по воде. Подняться из речного порта невозможно, корабли приходят на разбитый недружелюбный причал. У нас платят порту, чтобы корабль мог там остановиться, - в других городах разрешают на определенное время причаливать бесплатно, ведь туристы сойдут и оставят в городе деньги. В Ульяновске открылось много гостиниц, это прекрасно, но стоят они дорого. Некоторые группы отказываются к нам ехать, узнав о стоимости. Кроме того, есть проблема потери качества: например, мы советуем экскурсионной группе кафе, в котором всегда вкусно кормили, но в этом году там вдруг резко становится хуже. И мы, дав такую рекомендацию, оказываемся в неудобном положении. А туризм - отрасль, где нельзя даже раз сделать плохо, клиент больше не придет. Тем более конкуренция на Волге огромная.

Организатор "Бюро путешествий" Дмитрий Илюшин:

– В привлекательности регион не потерял, количество туристов даже возросло. Конечно, это не те бредовые полмиллиона, о которых у нас докладывают [чиновники] каждый год, столько у нас нет и не будет в ближайшее время. Но рост идет. Могу предположить, что опускаемся мы потому, что другие регионы не стоят на месте и улучшают ситуацию [с туризмом], а у нас только бесконечные совещания и намерения, которые не реализовываются.

Главным преимуществом нашего региона Дмитрий Илюшин считает природу. Ульяновская область может стать хорошим местом для экотуристов, тем более добираться сюда многим ближе, чем на Алтай или Урал. Также можно развивать лагеря отдыха. В нынешнем же году следует сосредоточиться на праздновании 150-летия со дня рождения Владимира Ленина: Илюшин говорит, что ожидается большое количество туристов, и нужно хорошо подготовиться к их встрече.

Николай Андреев