Сегодня на пресс-конференции в «Центре управления городом» представители мэрии и «Электротранса» рассказали, как в Ульяновске стартовала реформа общественного транспорта. «Организатор пассажирских перевозок» представил новую схему движения трамваев и троллейбусов — часть маршрутов исключили совсем. На компенсацию расходов частным перевозчикам при переходе на регулируемый тариф потребуется из бюджета 1,5 млрд в год. Также мэрия заявила о закупке 10 автобусов для жителей пригородной зоны и Нижней террасы и перевод электротранспорта на брутто-контракты с апреля.

Отрегулируют тарифы

Директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев рассказал, что одним из ключевых изменений станет переход частного общественного транспорта на регулируемые тарифы. Основной причиной стала рекомендация федерального центра — в прошлом году Минтранс РФ направил регионам письмо с предложением перейти на новую систему транспортного обеспечения. Она предусматривает установку социального тарифа и компенсацию выпадающих доходов перевозчикам. Фадеев упомянул, что при этом предусматривается федеральная помощь в оплате лизинга на закупку нового подвижного состава — но при условии, что систему переведут не только на регулируемые тарифы, но и обеспечат весь транспорт системой безналичной оплаты. Конкретизировать, в какие сроки, кто и какие авто будет закупать, он не смог.

Из того, что заявлено точно: город планирует приобрести 10 новых автобусов средней вместимости — они поступят МУП «Ульяновскэлектротранс» в начале июня. Это должно обеспечить транспортную доступность: автобусы будут возить людей от улицы Краснопролетарской на Нижней Террасе по Императорскому мосту в центр города, а жителей сел Кувшиновка и Луговое — до улицы Рябикова, где расположены трамвайные остановки в разные направления.

Полностью перейти на новую систему планируется за два года, но уже с 1 апреля начнется реализация брутто-контрактов в электрическом транспорте. Между перевозчиком и пассажиром появится посредник в лице МКУ Фадеева: вся плата за проезд будет поступать в бюджет, а муниципалитет как организатор — выплачивать деньги перевозчику за километры пробега, а не число перевезенных людей.

Стоит отметить, что схема особенно актуальна в случае работы частников (а это 60% от всего транспорта в городе) — таким образом удастся избежать «гонки за пассажирами» и деления рейсов на «выгодный и невыгодный». В Ульяновске до сих пор остается ряд маршрутов, на которые не удается найти перевозчиков по нерегулируемому тарифу — на контракты не выходит ни один подрядчик.

Фадеев пояснил журналисту 73online.ru, что переход на регулируемый тариф сможет решить проблему — начать планируется с сентября этого года. Пока затраты города на год для компенсации выпадающих доходов частным перевозчикам составит 1,5 млрд рублей. Однако возможность, что перевозчики не заявятся и на эти торги, остается: из-за обязательств заменять автобусы малой вместимости на среднюю это многим по-прежнему не по карману. «Мы проводим встречи с местными перевозчиками, узнаем их готовность, финансовое состояние. У нас нет цели привлечь иногородних», — пояснил Фадеев.

Трамваи поедут по-новому

Регион сможет участвовать в различных федеральных программах поддержки, если создаст комплексную систему транспортного обслуживания. Для этого придется оптимизировать ряд маршрутов. Сейчас разработан проект новой схемы движения электротранспорта, но, отмечают в мэрии, она пока предварительная и будет подлежать общественному обсуждению на портале «Профгражданин.рф» — до принятия есть еще полтора месяца. Также предложения можно будет оставлять по телефону 73-79-11. Пресс-служба обещает дополнительно разослать СМИ релиз с подробной инструкцией.

Проект новой схемы движения трамваев

С апреля планируют отменить трамвайный маршрут № 1 «мкрн. Огни Севера - вокзал Ульяновск-1». Вместо него доступность пассажирам будет обеспечивать сохраняемый в исходном виде маршрут № 15 «мкрн. «Огни Севера» - УКСМ», и № 11 «Дамба – парк «Юности», который также претерпит корректировки.

Маршрут № 11 «Дамба – парк «Юности» планируется продлить до остановки УКСМ через Железнодорожный район по схеме: ул. Розы Люксембург – ул. Тимирязева – пр-т Нариманова – ул. Верхнеполевая – ул. Можайского – ул. Марата – ул. Железной Дивизии – ул. Кирова – ул. Локомотивная – ул. Инзенская – ул. Камышинская – ул. Рябикова. Высвободившийся транспорт с отменяемых рейсов перебросят, в том числе, и на этот маршрут. Как обещает директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Виктор Трепалин, так удастся соблюсти интервал между вагонами от 10 до 15 минут (по нормам в день должно выходить в рейс порядка 90 трамваев).

Отмене также подлежит маршрут № 10 «Дамба – ул. Октябрьская – Речной порт – Дамба». Это направление будут восполнять трамваи под номером 22 «парк «Юности» – УКСМ», а также № 9 «Дамба - Вещевой рынок». Причем у последнего путь следования должен быть таковым: ул. Железной Дивизии – ул. Минаева - Московское шоссе – ул. Октябрьская – Западный бульвар – ул. Рябикова – ул. Станкостроителей – Московское шоссе.

Планируют исключить маршрут № 19 «пр-т Гая - вещевой рынок», но, как пояснил Трепалин, люди смогут добираться с пересадкой (по социальному стандарту из точки А в пункт Б житель должен добираться, не задействуя более чем две пересадки) Транспортная карта «ЭлТранс» предусматривает одну бесплатную смену трамвая в течение 60 минут.

В исходном виде без изменения останутся трамвайные маршруты: № 4 «мкрн. Огни Севера» - пр-т Гая», № 5 «УКСМ – Вещевой рынок», № 6 «кондитерская фабрика «Волжанка» – 19 мкрн.», № 15 «мкрн. «Огни Севера» - УКСМ», № 22 «парк «Юности» – УКСМ», № 107 «Парк культуры и отдыха «Победа» - с/о «Сокольники».

Отменят троллейбусы

Троллейбусы также ждут изменения: планируется отменить маршруты № 1 «Санаторий «Итиль» – 4-я проходная ЗАО «Авиастар-СП», № 2 «Санаторий «Итиль» - Краснопролетарская» и № 5 «Санаторий «Итиль» - Детская поликлиника № 6».

Взамен будут внесены изменения в маршруты № 6 «Санаторий «Итиль» – пр-т Дружбы народов», № 18 «Детская поликлиника № 6 – пр-т Созидателей – Детская поликлиника № 6», №9 «Санаторий «Итиль» - УМУУП Парк отдыха «Прибрежный». При этом в электротрансе подчеркивают, что количество транспорта не изменится за счет перетасовки троллейбусов с одних маршрутов на другие (около 40 троллейбусов должны выходить в рейс ежедневно).

Новая схема движения троллейбусов №6, 18 и 9 (при этом номера изменяемых маршрутов 18 и 9 планируют изменить на 7 и 11 соответственно)

Владимир Фадеев также сообщил, что помимо самой схемы движения, изменится и длительность рабочего дня всего транспорта. Сейчас до часу ночи работает электротранспорт, но с переходом на регулируемые тарифы частным перевозчикам не придется делать упор на пиковое время, а так как их доходы не будут зависеть от количества перевозимых пассажиров, их обяжут работать до самой ночи.

Несмотря на жалобы, маршрутки на улицу Ленина не вернут — по техническим требованиям, маршрутные остановки должны иметь заездные карманы, но Ленина — улица с однополосным движением в обе стороны, и места для этих карманов просто нет. Остановочные комплексы, к слову, также обещают промониторить — выявить неудобные для населения, пересчитать их количество и сопоставить с потребностью.

Дарья Гордеева