Международный фестиваль «Аркадия» должен стать богемным мероприятием для среднего креативного класса. То, что произойдет в Ульяновске и Прислонихе за два уикенда в августе и сентябре, похоже на наваристый суп: в числе ингредиентов — классика, фолк, инди-рок, электронная музыка, перфомансы, спектакли, писательские мастерские, школы комиксов, плетение ковров и угощение вареньем. Средства на «Аркадию» выделили по гранту от нацпроекта; билеты пока стоят от 2,5 тысяч рублей. Зачем нужно идти на фестиваль и что можно будет там увидеть и услышать, рассказала директор Художественного музея, продюсер «Аркадии» Анна Карвалейру.

Райское местечко

— Анна, расскажи, как родилась идея фестиваля «Аркадия»?

— Она появилась в прошлом году, когда проходила международная ассамблея «Пластовская осень». Губернатор Алексей Русских посетил Прислониху и предложил реализовать новый масштабный проект, связанный с Пластовым. Причем это мероприятие не задумывалось как узкопрофессиональное, его задача — привлекать туристов. Пластов должен стать культурным брендом как Репин, Пушкин, Гончаров, Чехов в других регионах.

Анна Карвалейру

— Что было дальше?

— В новом нацпроекте «Туризм и гостеприимство» есть направление событийных мероприятий, куда на конкурсной основе от регионов принимают заявки. Мы долго обсуждали проект с городом. Нам предлагали отправить на конкурс гастрономический фестиваль «Бульвар», музыкальную «Баржу»… Но хотелось сделать что-то новое, и не проходное событие, а «визитную карточку», фестивальную площадку, объединяющую и представляющую высокопрофессиональное искусство, интересную для людей, которые живут в ПФО, не имеют возможности выезжать в Москву, за границу на крупные фестивали.

— И сразу с «международным» статусом…

— Почему бы и нет? «Мир. Эпоха. Имена», кинофестиваль имени Валентины Леонтьевой имеют статус международных. Есть дружественные страны, страны БРИКС, дирекция ЮНЕСКО, с которыми мы сотрудничаем.

— Какой грант вы выиграли?

— По сравнению с другими регионами — не самую большую сумму: 11 миллионов рублей. Но фестиваль первый, и в нашем регионе не было событий подобного уровня, в том числе, и по экономике (я не беру в расчет федеральные события типа Сабантуя). Мы очень обрадовались, потому что зачастую на культурные события в Ульяновской области в целом тратят 15-20 миллионов рублей в год, остальное – это грантовые проекты и частные инвестиции.

— Предполагается ли привлечь другие источники финансирования?

— Нацпроект «Туризм и гостеприимство» предполагает частно-государственное партнерство, и события — не исключения. Нам дают федеральные средства; предполагается очень небольшой процент регионального софинансирования (400 тысяч рублей), плюс мы должны найти 5 миллионов рублей частных инвестиций. За счет партнерских денег это условие выполняется: планируем привлечь даже больше. Плюс к этому, фестиваль — не совсем бесплатная история, мы везем крутых хэдлайнеров, спектакли, выставки, книжный маркет, лектории, и билеты будут платные. Ценовая политика у нас гибкая, попробуем заработать и на событиях тоже.

— Название «Аркадия» — в честь Аркадия Пластова. Но звучит по-новому, как женское имя. Почему именно такой вариант?

— На базе музея Пластова на Гончарова работает детская музейная школа «Аркадия», и это название мне понравилось, потому что оно связано с разными видами искусств. Для деятелей культуры, художников, музыкантов — это «потерянный рай», идиллическое место в Древней Греции, откуда произошли все искусства.

Сразу же придумался слоган фестиваля — «Ульяновск — райское местечко».

— Многие считают событийную жизнь Ульяновска ненасыщенной. Так ли это? Чем фестиваль «Аркадия» будет отличаться от того, что уже проводится в нашем городе?

— У нас, на мой взгляд, достаточно разнообразное культурное предложение. Мой любимый проект — «Мир. Эпоха. Имена», который связан с профессиональной музыкой, он достаточно продолжительный, в нем участвуют топовые музыканты и дирижеры. Но фестиваль касается только одного направления – классической музыки.

Достаточно хорошие — частные проекты: My market, «Бульвар», «Баржа». Но они удовлетворяют потребности определенной целевой аудитории. И нет ни одного фестиваля «богемного» — того, что следует новым трендам в музыке, театре и других искусствах. Мы всегда за этим культурным предложением едем в другие регионы. Поэтому фестиваля, подобного «Аркадии», у нас еще не было.

Сплетут ковёр, накормят вареньем

— Как формировалась программа «Аркадии»?

— На этом проекте я решила попробовать себя в качестве продюсера, а потому в составлении программы опиралась на свои вкусы, насмотренность. Мне очень нравится инфраструктура фестиваля в Выксе — маленьком городе в Нижегородской области, о котором говорят весь год: вспоминают музыку, смотрят стрит-арт объекты, спектакли. Наш регион еще и имеет очень большой туристический потенциал – Волга, уникальная природа, город музеев, развитый гостиничный и ресторанный бизнес. Уникальное культурное наследие.

Программа фестиваля объединила себе разные модные направления (я вообще считаю, что культура должна быть модной). Мы построили ее из двух уикендов. Первый пройдет с 24 по 27 августа — это непосредственно «Аркадия»: концертные программы, спектакли, маркет нон-фикшн литературы, образовательные события, перформансы и др.

Мы выбрали несколько площадок. Центральной станет Краснознаменный переулок — решили, что исторический центр, который сейчас открыт для людей, должен быть актуализирован, ему нужно войти в живую жизнь города. На четыре дня мы сделаем здесь фестивальную застройку. Открытие состоится 24 августа; на все вечерние программы вход будет по билетам.

— Расскажи подробнее о хэдлайнерах «Аркадии».

— Фестиваль откроет наш симфонический оркестр (и бренд Ульяновска) под управлением Эдуарда Дядюры. К нам приедет питерский коллектив Settlers, который играет фольклор в различных аранжировках; выступит ансамбль из Цильнинского района «Норовские певуньи» — аутентичный фольклор с носительницами традиции.

25 августа хэдлайнерами будут известная московская инди-рок-группа Sirotkin; очень интересный авангардный коллектив «тима ищет свет», который называют музыкальной русской поэзией. Алексей Борисов (куратор многочисленных нойз-фестивалей, пионер российского музыкального андеграунда) приедет со своей группой «Ночной проспект» — это экспериментальная музыка, знак качества в музыкальной культуре. Из Санкт-Петербурга приедет коллектив POLE, который обращается к древнеславянским вокальным традициям, записывают в экспедициях песни, реконструируют вокал. К нам собирается группа «Интертекст» из Екатеринбурга, приверженец русского музыкального авангарда.

Гости «Аркадии» увидят спектакль «Зика» независимого театрального проекта «Московки», посвященный творчеству Зинаиды Серебряковой, произведения которой есть в нашем музее. В целом к нам поступило 200 заявок на участие в фестивале, начиная от перформансов до выставочных историй, из которых мы выделили 10 победителей.

Еще один красивый коллектив — Athena Dance Company (хореограф Афина Ерофеева), в который входят солисты Большого театра. Это авангардный, новый балет, который покажет спектакль Dissociation. Необычный перфоманс «Зазеркалье» представит танцевальная лаборатория «Точка зрения» из Екатеринбурга.

У нас будет и ночная «Аркадия» — вечеринки электронной экспериментальной музыки, куда приедут очень интересные исполнители и диджеи (обсуждаем в качестве площадки «Пятое солнце»).

Также некоторые участники фестиваля будут вторгаться в городскую среду.

— Как именно?

— Художник Ульяна Розина, которая представляла свои инсталляции в специальном проекте 6-й Уральской биеннале современного искусства «Обнять и плакать», оказывается, родилась в Прислонихе, а ее бабушка была вязальщицей. Ульяна будет плести 10-метровый ковер около «Аквамолла» на Молодежной набережной — мы потом оставим его в подарок, он антивандальный, тяжелый.

Ира Турченко (она родом из Ульяновска, резидент многих мастерских, провела не одну выставку в Новой Третьяковке) проведет перфоманс «Папино варенье». Она пообщается с людьми за красивым столом, все вместе смогут попить чай с вареньем, актуализировать семейные традиции нашего города.

— Что интересного будет в фестивальной программе днем?

— Мы задействуем улицу Федерации, впервые в Ульяновске проведем книжную ярмарку интеллектуальной литературы нон-фикшн. К нам приедет огромное количество издательств и лекторов, например, Борис Куприянов — один из соучредителей московского книжного магазина «Фаланстер».

Очень интересная детская программа — Школа детского комикса, которую делает фонд «Будущее время». С утра до вечера в специальном шатре на Федерации с предоставлением всех материалов будут работать два художника. Мы взяли ульяновские темы — ветряки, самолеты, динозавры, УАЗы. В итоге мы получим большую уличную выставку, а в перспективе — издадим комикс.

Программа постоянно обновляется и дополняется. К нам едут писатели, которые проведут большую открытую лабораторию, творческие встречи. В «Аквамолле» будет большая бесплатная программа с участием ульяновских групп.

Вход на дневную часть будет свободный.

Консерватория в Прислонихе

— Что интересного будет во второй уикенд?

— Он пройдет с 1 по 3 сентября: в это время в регионе пройдет международная ассамблея «Пластовская осень». Мы немного поменяли ее формат, сделали не узкопрофессиональным событием для художников и выставочных проектов. В Прислониху приедет Московская консерватория имени Чайковского, мужской хор под управлением Рудневского. Два крупнейших музея представят свои проекты — юбилейную выставку из Третьяковской галереи и произведения семьи Пластовых. Мы перезапускаем представительство Пушкинского музея, который привезет выставку «Предмет. Образ. Символ», посвященную западноевропейскому натюрморту.

Также мы организуем две красивые церемонии вручения премий Пластова и Архангельского. Так что «Пластовская осень» получится очень насыщенной.

Открытие совершенно новой экспозиции Художественного музея после ремонта станет поводом для проведения международной конференции.

К нам приедут коллеги из Русского, Пушкинского музеев, музеев ПФО, наши давние партнеры.

— Что именно изменилось в музее?

— Экспозиция, помимо прочего, будет включать произведения школы Рембрандта, большой пласт древнерусского искусства, впервые — деревянная скульптура. Зал, в котором раньше были фонды, мы также отдали под выставочное пространство: представим здесь русских передвижников. На реставрацию получили 32 миллиона из регионального бюджета и 8 миллионов федеральных денег на оборудование по нацпроекту «Культура». Впервые за десятилетия переоборудовали фонды.

— Есть такое ощущение, что первый уикенд интереснее, чем второй. Нет ли в этом противоречий?

— Для меня интересно заниматься инновационными вещами, а «Пластовская осень» направлена на развитие художественных процессов. Это традиционная, музейная, понятная нам история, она любима публикой. Поэтому обе части важны.

Для «ранних птичек»

— И все же, для кого будет фестиваль «Аркадия»? Кто его зритель?

— Вообще фестиваль для всех!

Но основная целевая аудитория — представители среднего креативного класса: люди, которые любят слушать музыку, могут пожить в гостинице, пообедать в ресторане, не обременены финансовыми проблемами, активно путешествуют, вкладываются в образование.

— Как формировалась ценовая политика билетов на фестиваль?

— Мы изучили, сколько человек готов отдать за возможность побывать на «Аркадии». Сначала подумали, что оба уикенда должны стоить 4000 рублей. Но потом отказались от этой цены и ввели билеты early bird («ранняя птичка»). Для тех, кто успеет купит их на этой неделе, стоимость — 2,5 тысячи рублей. Для четырех дней концертов, выставок, лекций, спектаклей, образовательных мероприятий и прочего, я считаю, очень дешево. Один концерт Sirotkin в Казани стоит 1,5-2 тысячи. Позже стоимость повысится до 3-3,5 тысяч рублей.

Можно посетить площадки отдельно — за неделю до начала фестиваля мы запустим продажу билетов по 500 рублей на мероприятия и на день. Столько же будут стоить электронные вечеринки (за два дня — 700 рублей).

Кроме этого, владельцы «Пушкинской карты» в возрасте от 14 до 22 лет могут купить билет на все четыре дня за тысячу рублей. Бесплатно — посещение для детей до 14 лет, участников СВО и других льготников.

— Одна из центральных площадок фестиваля — Краснознаменный переулок, ты выступала за строительство музея на этой территории…

— Я не отказываюсь от этой идеи, мне кажется — это будущее, развитие нашей великой культуры, сохранение богатейшего наследия, которое хранит наш музей. Фестиваль — это позитивная история, для тех — о том, как это может быть здесь в дальнейшем. Для нас это вызов — мы могли бы взять «Губернаторский» и не переживать о безопасности и застройке. В Ульяновске должна появиться территория с готовой инфраструктурой под городские события. У нас есть улица Федерации — интересная, гастрономическая. Но я считаю, что в городе таких локаций должно быть больше. Пешеходный Краснознаменный переулок не надо перекрывать, мероприятия никому не помешают. Думаю, люди привыкнут к этому месту.

— «Аркадия» — не одноразовая история? Как ты видишь развитие этого проекта?

— Если мы проведем фестиваль успешно, думаю, он будет продолжаться. Хотя бы раз в два года. Возможно, мы сделаем его тематическим, не про все виды искусств. Надеюсь, пока существует нацпроект «Туризм и гостеприимство», мы сможем получать поддержку.

Дарья Косаринова