Ульяновские силовики отчитались об уголовном нонсенсе для региона — обвинении в экстремизме четверых предполагаемых членов местной ячейки «АУЕ»* (запрещена на территории РФ), пропагандирующей «воровские» понятия. Один из фигурантов через адвоката передал 73online.ru, что в деле на самом деле идет речь об участии в ОПГ «Вырыпаевские». Его защитник в свою очередь указывает на коллизию: молодежные группировки и воровской мир — разные субкультуры.

Правоохранительные органы ранее заявляли, что в регионах насчитывается более 30 тысяч сторонников названного выше запрещенного движения. Это хорошо структурированная организация, в которую вовлекают подростков и заставляют сдавать деньги «на общак». В прошлом году власти взялись за искоренение это блатной субкультуры, и Верховный суд признал движение экстремистским. Теперь участников привлекают по статье 282.2 УК РФ как членов или организаторов экстремистского сообщества. Пока в стране крайне мало таких дел, а для Ульяновской области это вообще первый подобный случай.

Задержали четверых засвияжцев 26 апреля. Операцию проводили сотрудники Следственного комитета и отдела оргпреступности УМВД, силовую поддержку оказывали ОМОН и СОБР. По версии следствия, фигуранты пропагандировали преступные ценности, собирали деньги для заключенных и криминальных структур. Главу ячейки и одного из его активных соратников взяли под стражу, остальным запретили определенные действия.

Задержание фигурантов

73online.ru удалось через адвоката передать несколько вопросов одному из фигурантов — Евгению. Ему 28 лет, он получил среднее специальное образование, отслужил в армии и работает в строительстве. Когда-то уже имел проблемы с законом за сбыт поддельных денег — отбыл срок и решил завязать с преступностью. «У меня есть девушка, я хотел создать семью, честно зарабатывать и не связываться с криминалом. Но не успел», — говорит Евгений.

По словам собеседника, его обвиняют в участии в молодежной группировке «Вырыпаевские». «Следствие считает, что ее идеология является идеологией тюремно-уголовного мира, то есть тем самым запрещенным в РФ «АУЕ»*, — объясняет Евгений. Он рассказывает, что в группировке, «как и в любой другой в Ульяновске», собирали деньги на общие нужды и рекрутировали местную молодежь от 14 лет. Сам он состоял в «Вырыпаевских» с 2016 года, о чем и признался следователям.

— Насколько я понимаю, за нами долго следили, есть свидетели, да и я сам не стал отрицать причастность к группировке, — говорит Евгений. Он слышал, что еще один фигурант дела дал признательные показания, остальные обвинения отрицают.

Показания одного из фигурантов дела

Парень надеется, что его пример предостережет молодежь от участия в группировках.

— На нашем примере вы можете видеть, что правоохранительные органы членство в группировках а-ля «бригады» из 90-х квалифицируют как экстремистскую деятельность, поэтому я хочу призвать молодежь задуматься — стоит ли оно того. Статья, по которой меня обвиняют, грозит лишением свободы на срок от 2 до 6 лет. Чтобы другие не повторяли моих ошибок, хочу обратить внимание, что она также предусматривает освобождение от ответственности в случае добровольного прекращения участия в такой (экстремистской — прим. ред.) организации, — говорит молодой человек.

Адвокат Евгения Олег Борисов называет дело беспрецедентным для региона. Он отмечает, что для привлечения по вменяемой его подзащитному статье не требуется совершение преступлений — лишь принадлежность к группе.

— На первый взгляд бросается в глаза очевидная коллизия: идеология АУЕ* (запрещена на территории РФ) это, в первую очередь, идеология воровского мира, то есть в теории берет начало от так называемых «воров в законе». Об этом же говорится в решении Верховного суда, которым организация и признана экстремистской: «…движением продвигается идея создания «воровской» власти в качестве антипода действующей государственной власти, а также применение других законов («понятий»)…». Молодежные группировки — это, скорее, «классический бандитизм». Исторически сложилось, что это разные субкультуры, и одна от другой в зависимости никогда не находилась, напротив — как правило, они в конфликте. Поэтому тут предстоит разобраться, уместна ли такая аналогия, которую предлагает следствие, — говорит адвокат.

Напомним, расследование ведет отдел по особо важным делам регионального СУ СКР.

* 17 августа 2020 года Верховный суд России постановил признать международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской организацией. По иску Генерального прокурора РФ Верховный Суд Российской Федерации запретил деятельность этой организации в России.

Андрей Семёнов