Потребление спиртного в регионе снижается: ульяновцы реже покупают вермуты, коньяки и водку, предпочитая вино. Таким образом население справляется со стрессом, считают эксперты. Хотя магазины и производители снижения продаж не ощущают: вероятно, «трезвенниками» людей делают высокие цены.
Не достижение, но стремление к норме
Росстат опубликовал данные о потреблении алкоголя в России в октябре: показатель неуклонно снижается. С начала года россияне стали пить в среднем на 650 мл этанола на человека меньше, указано в Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).
Ульяновская область с показателем 8,87 литров этанола на человека в октябре заняла 36-е место в списке самых пьющих регионов страны — или 51-е место в числе «трезвенников».
Меньше всего ульяновцы пили в августе (8,79 л чистого спирта на душу населения), больше всего — с января по март (9,36 л).

По сравнению с соседями это показатель средний: меньше алкоголя употребляют в Саратовской области и Татарстане, больше — в Самарской, Пензенской областях и Чувашии.

В целом россияне в октябре выпивали 7,74 литра спиртного на человека. Что, впрочем, все равно много.
— ВОЗ считает нормой потребление алкоголя на уровне менее 4 литров на человека за год, то, что выше, указывает на деградацию населения. Поэтому снижение до 7,4 литров по стране выглядит скорее не достижением, а небольшим шагом в верном направлении, — комментирует доктор экономических наук, преподаватель УлГУ Анатолий Лапин.
Топят проблемы в стакане
Высокий уровень потребления алкоголя спикер связывает с экономическими факторами — в первую очередь, с низкими доходами людей. В недавнем исследовании РИА Новостей Ульяновская область по уровню материального благополучия населения заняла 63-е место по стране, то есть вошла в число низкодоходных субъектов РФ. Потребление спиртного уводит людей от реального решения проблем.
Этот тезис в прошлом году подтверждал редакции гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз: рост потребления алкоголя в регионах он объяснял психологическим кризисом в стране на фоне СВО.
— Нельзя исключать и такой фактор, как большое количество алкомаркетов шаговой доступности. Человек идет на работу, с работы — видит эти магазины, понимает, что там продается. Это такая неочевидная реклама, — подчеркивает Лапин.
«Подталкивают» ульяновцев к выпивке и местные производители спиртного: компаниям выгодно активизировать продажи в регионе, чтобы сократить логистические издержки.
— Бюджет Ульяновской области в существенной части, примерно на четверть, зависит от акцизов на алкогольную продукцию. Чем везти продукцию в Москву или Питер, дешевле продать здесь, — объясняет Лапин.
Предпочитают вино и ликеры
Согласно статистике, в этом году в регионе произвели 1 548,3 тыс. декалитров алкогольной продукции (за исключением пива, сидра, медовухи и пуаре — здесь и далее), нарастив объем в 3,7 раза (с 58 тыс. дкл в январе до 221 тыс. дкл в сентябре). Для сравнения: в России за девять месяцев этот показатель составил 120 782,1 тыс. дкл., показав рост в 1,8 раза.
В то же время розничная продажа алкоголя в Ульяновской области с начала года снизилась на 8,7%, в России — на 4,8%. За 2025 год в регионе было продано 1000 тыс. декалитров спиртного, а в стране — 148 539 тыс. дкл.
Гендиректор ульяновской торговой сети «Гулливер» Елена Сорокина предположила, что снижение продаж на рынке может быть связано с продолжающимся ростом акцизов на алкоголь. Но по сети такой тенденцию не наблюдается. Другие магазины на запрос редакции не ответили.
С начала года в Ульяновской области подорожали все виды алкогольной продукции, входящие в мониторинг Ульяновскстата: водка — на 6%, коньяк — на 7%, столовое вино — на 4%, отечественное игристое — на 13%.

По сравнению с прошлым годом, по данным ЕМИСС, ульяновцы стали чаще покупать виноградное вино и ликероводочную продукцию (ликеры, настои, наливки и другие). Наименьшей популярностью в 2025-м пользуются плодовые вина и слабоалкогольная продукция крепостью до 9% (вермуты, коктейли, пунши) — они показали самое сильное снижение объемов продаж по сравнению с 2024-м. В наибольшем почете у ульяновцев, исходя из объемов продаж — всевозможные вина и водка (хотя она покупается реже, чем в 2024-м).

При этом в течение года розничная реализация спиртного менялась волнообразно, выраженных тенденций на рост или падение продаж не наблюдается. По словам Анатолия Лапина, помимо статистической погрешности на динамику влияет отложенное потребление: условно, купил бутылку в августе — выпил в сентябре.
— В статистике не учитывается и потребление теневого, суррогатного алкоголя и домашнего производства вина и самогона, – говорит Лапин. — Также в сентябре, например, люди выходят из отпусков – увеличивается потребление на разного рода корпоративах, отраслевых праздниках, в кафе и ресторанах — у них своя сезонность, специфика и аналитика.
В целом на снижение или увеличение потребления алкоголя внутри одного региона влияет очень много факторов местного характера — связанных с закрытием предприятий, изменением системы социальной поддержки и других. Часть населения реагирует на рост стресса в обществе таким вот образом. Но это уже отдельная тема для исследований.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
При участии Анастасии Кузнецовой
Татьяна Лисицына








