На 1 января 2019 года просроченная задолженность по банковским кредитам в Ульяновской области сократилась на 3,9% по сравнению с аналогичной датой прошлого года. Положительная динамика наблюдается в целом по всей России. Эксперты считают, что причины этого кроются в самих банках и их клиентах – первые зачастую списывают долги, вторые же стали подкованнее в финансовом плане.

По Ульяновской области по состоянию на 1 января этого года снизился не только уровень кредитной «просрочки», на 0,9 процентных пункта уменьшилась ее доля в совокупном кредитном портфеле заемщиков. На начале года величина совокупного кредитного портфеля составила 207,5 млрд рублей. Также снижение показала доля просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам: на 1 января она составила 0,7% против 0,8% в начале 2018-го. Специалисты ульяновского отделения ЦБ РФ связывают это в том числе со стабильно высоким уровнем качества обслуживания таких кредитов на рынке.

Всего на 1 января 2019 года физические лица взяли кредитов и других займов более чем на 1 млрд рублей, а их просроченная задолженность составила 89,5 млн рублей. На 1 января 2018 года ульяновцы как физлица не выплатили банкам 104,6 млн рублей.

В целом ситуацию улучшают и сами граждане, и финансовые институты, считают в регуляторе.

Владимир Филимонов– Есть несколько причин, почему улучшается качество кредитного портфеля. Во-первых, банки предпочитают работать с проверенными клиентами. Во-вторых, сами заемщики становятся более грамотными. Они задумываются о последствиях нерациональных финансовых поступков, понимают важность положительной кредитной истории, – прокомментировал управляющий ульяновским отделением Волго-Вятского ГУ Банка России Владимир Филимонов.

Статистика показывает, что аналогичная ситуация со снижением объемов просроченной задолженности наблюдается в стране в целом и является общим трендом наравне с ростом выдачи потребительских кредитов. По России наблюдается следующая ситуация с просроченной задолженностью на начало этого года: на долю нефинансовых организаций приходится 1,845 млрд рублей, кредитных организаций – 70,8 млн рублей, физических лиц – 729,6 млн рублей.

Тенденцию подтверждают соседние с Ульяновской областью регионы с некоторым исключением. В Самарской области уровень «просрочки» граждан снизился от начала 2018 года к декабрю с 12,1 млн до 8,7 млн рублей, в Пензенской области – с 110,1 млн до 63,5 млн, в Татарстане – с 5,5 млрд до 5,1 млрд рублей. Однако Саратовская область и Республика Мордовия продемонстрировали за 2018 год рост просроченной задолженности физлиц: Саратовская область – с 346,2 млн до 389,7 млн рублей, Мордовия – с 45,2 млн до 47,8 млн рублей.

Алексей Коренев– Общий тренд связан с тем, что просроченная задолженность крайне невыгодна самим кредитным учреждениям, – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. – Под неё приходится создавать дополнительные резервы, что снижает эффективность работы активов банков, заставляя их лежать «мёртвым грузом». Так что кредитные учреждения в случае возникновения проблем у заемщика довольно активно идут на «мирное» разрешение конфликта, реструктурируя или пролонгируя задолженность, предоставляя беспроцентные «каникулы», а в случае если кредит безнадежный, и становится ясно, что денег банку вернуть не удастся, просто списывая такую задолженность. Это действительно дешевле, чем держать дополнительные резервы под кредит, который однозначно погашен не будет. С другой стороны, такая политика отчасти провоцирует неуправляемый рост объемов потребительского кредитования и в теории чревата возникновением кредитного пузыря. Именно поэтому регулятор предпринимает активные действия по улучшению качества кредитных портфелей банков, постоянно ужесточая контроль и вынуждая кредитные учреждения предъявлять все более строгие требования к потенциальным заемщикам.

Татьяна Лисицына