Оборот розничной торговли за 2021 год вырос на 9 млрд рублей по сравнению с прошлым годом и составил 87 млрд рублей. По оценкам экспертов, индустрия в регионе развивается динамично, способствуют улучшению показателей меры поддержки от правительства и выход на маркетплейсы.

В сравнении с ковидным периодом объёмы розничной торговли не просто сохранились, но и приросли. Общий объём составил 103,5%. Количество субъектов торговли составляет порядка 32% от всех экономических субъектов в регионе. Это самый массовый вид деятельности среди индивидуальных предпринимателей — почти 11 тысяч бизнесменов (40,8% от общего количества ИП) задействованы в этой отрасли.

— Это неплохой показатель. Количество приобретаемого товара жителями региона увеличилось, что говорит об улучшении благосостояния населения. Потребительский спрос устойчиво продолжает расти, а значит, экономическая ситуация остаётся на стабильном уровне. Отрасль торговли всегда была самой многочисленной по многим параметрам, — пояснил председатель Совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.

Оборот розничной торговли пищевой продукцией также показал высокий экономический результат. За первый квартал текущего года он составил более 43,5 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года — 38,5 млрд рублей.

По словам и.о. министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Михаила Семенкина, в регионе 7858 предприятий осуществляют торговлю продуктами питания. Сетевые торговые предприятия представлены шестью крупными федеральными торговыми сетями — «Магнит», «Пятёрочка», «Лента» «Ашан», «Перекрёсток», «Метро кэш энд Керри», а также тремя региональными торговыми сетевыми компаниями — «Гулливер», «Победа», «Ермак».

— В Ульяновской области широко распространена ярмарочная торговля. Сельскохозяйственные ярмарки проходят на территории региона около 30 лет. Такой формат удобен для покупателей, так как позволяет приобрести высококачественную, а порой и уникальную продовольственную продукцию по доступным ценам, — рассказал Михаил Семенкин.

Во время пандемии Ульяновская область стала первым в России субъектом, где организована комплексная программа поддержки в выходе региональных товаропроизводителей на маркетплейсы. Она стала частью реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Сегодня ульяновские производители активно размещают свои товары на таких крупных ритейлерах, как Wildberries, OZON, «СберМаркет», LaModa, Kupi.vip, «СДЭКмаркет», «Юлмарт», «Казань-Экспресс» и других. Также для продвижения местной продукции запущен специальный первый региональный маркетплейс Ulmade. Участниками программы уже являются более 50 компаний. С конца 2020 года доля дистанционной торговли от общего оборота розничной торговли выросла на 20% и составила почти 1,5 млрд рублей.

— То, что сейчас делается в плане продвижения онлайн-торговли региональной Корпорацией развития промышленности и предпринимательства — это, однозначно, большая и необходимая работа. Однако есть законодательные пробелы на федеральном уровне и сложности с прямым взаимодействием с онлайн-площадками. На это стоит обратить внимание и решить проблему. Сейчас в регионе проходят специальные обучения в направлении работы с маркетплейсами — это очень важное дело, которое нельзя бросать, — говорит основатель сети магазинов «Зелёная улица» Валентин Глухов.

По словам Руслана Гайнетдинова, сейчас заканчивается «упаковка» нормативно-правового акта по поддержке малой торговли в удалённых сёлах, чтобы сохранить большее количество магазинов, которые выполняют социально значимую функцию и предоставляют важные услуги жителям региона. Уже с августа этого года предприниматели могут подключиться к государственной программе по компенсации части затрат для устойчивой работы небольших точек в деревнях и обеспечения доставки товаров в удалённые населённые пункты. «Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов на тысячу человек значительно вырос по сравнению с 2020 годом и, по данным на 1 июля 2021 года, составил 913 тыс. кв. метров», — говорит Гайнетдинов.

В корпорации развития также прорабатывается вопрос перехода от антикризисной ковидной программы к системным мерам поддержки как товаропроизводителей, так и предпринимателей, ведущих торговую деятельность. Например, в 2022 году планируется внедрение постоянной программы по развитию и продвижению интернет-торговли в регионе.

Анна Ежова