Прокуратура отправила в суд дело о хищении 74 млн рублей у пайщиков КПК «Пенсионные сбережения». На скамье подсудимых — трое ульяновцев. Одного из них ждёт суровое наказание — он уже сидит по другому делу о «чёрном обнале» на сумму почти миллиард рублей. Подозреваемым доверяли пожилые люди. Кооператив работал по принципу финансовой пирамиды и в определенный момент объявил себя банкротом.
Обобрали пенсионеров
КПК «Пенсионные сбережения» в 2017 году организовали два товарища — Александр Юркаев и Руслан Карпенко. Кооператив оформили на подставных лиц, Карпенко стал председателем, потом его сестру Ольгу Кротову устроили в контору главным бухгалтером. Последние несколько лет она известна многим как бьюти-блогер в запрещённой социальной сети. Фигуранты открыли два офиса — в первом и втором переулках Мира. Набрали штат кассиров и консультантов, которые ничего не знали о «теневых» схемах.
Страничка Кротовой в запрещённой социальной сети
Затем несвятая троица разорилась на широкую рекламу. В местных СМИ Кротова выступала спикером, обещала вкладчикам рост вложений. Самые выгодные условия предлагала пенсионерам — вклады под максимально разрешённый ЦБ процент. Это говорило о целевой аудитории кооператива. Ольга сообщала пайщикам, что сбережения застрахованы. «КПК должны работать в правовом поле, никаких сомнительных операций», — говорила она.
Как оказалось, «Пенсионные сбережения» работали по принципу финансовой пирамиды. По крайней мере, так считают ответственные за расследование уголовного дела лица. Фактически, кооператив никаких доходов не получал, а выплаты пайщикам происходили за счёт вложений новых участников.
Начали выводить деньги
Постепенно деньги стали «утекать» из кредитного кооператива. Юркаев, Карпенко и Кротова занимали аффилированным лицам — так звучит версия следствия. Первые 6,8 млн оформили на отца первого из перечисленных участников схемы. Получив деньги, мужчина пришёл в ульяновский филиал АО «ВЭБ-лизинг» и вышел оттуда с ключами от новенького грузового тягача «ДАФ» с полуприцепом «Когель».
Позже похожим образом Ольга Кротова и Руслан Карпенко вывели ещё 1,99 млн рублей. Они попросили некоего Игоря М. оформить займ в КПК, а после купить машину. В ульяновском салоне ООО «Мотом Премиум» он приобрёл чёрный «Мерседес», которым фактически не пользовался — передал транспорт троице.
Позже организаторы «теневой» схемы легализовали деньги через аффилированные фирмы — ООО «Динамика» (принадлежала родственнику Александра Юркаева) и ООО «Овощная грядка» (его отцу). Фактически взятые у КПК средства никто не возвращал.
Обанкротились и попали под прицел силовиков
Очень скоро выяснилось, что платить вкладчикам нечего. В середине 2020 года те массово пошли в суды. Потерянные обманутыми концессионерами суммы исчислялись сотнями тысяч. Один из пайщиков вложил в КПК 908 тысяч рублей под 13,97% годовых. К счастью, не потерял. Федеральный судья Ленинского района Татьяна Давыдова взыскала с «Пенсионных сбережений» в его пользу 1,02 млн рублей.
В Арбитражный суд поступил иск о банкротстве кооператива. Началась процедура наблюдения, которая завершилась через год — кооператив «Пенсионные сбережения» признали несостоятельным.
Одновременно в суд поступило уголовное дело банды «чёрных банкиров», которую возглавлял Александр Юркаев. С четырьмя подельниками он обналичил почти миллиард рублей, получал с каждой операции 4% (всего 32,5 млн рублей). Заработанные преступным путём деньги «отмывал» похожим способом — через покупку авто. Юркаева приговорили к 3,5 годам колонии общего режима. В октябре приговор устоял в апелляции. Мошенник сейчас находится в СИЗО и ждёт перевода в колонию.
Следствие считает, что Юркаев, Карпенко и Кротова похитили деньги у пайщиков КПК «Пенсионные сбережения» на общую сумму 74,4 млн рублей. Троице вменили четыре статьи УК РФ: ч. 2 ст. 187 (неправомерный оборот средств платежей орг. группой), п. «а» ч. 4 ст. 174.1 (легализация денег, полученных преступным путём, орг. группой), п. «а,б», ч. 4 ст. 174.1 (орг. группой и в особо крупном размере) и ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере). По последней им грозит до десяти лет лишения свободы.
На днях уголовное дело передали в Ленинский районный суд. Дата первого слушания пока не назначена.
Фото: Fotolia.com / jul_st