Певец симбирского зодчества, архитектор и краевед Борис Аржанцев называл объект культурного наследия «Здание общественного собрания, 1909–1910 годы, архитектор Федор Ливчак» «Ласточкиным гнездом», отсылая к другому признанному шедевру архитектуры, крымскому «Ласточкину гнезду», самой посещаемой достопримечательности Крымского полуострова. Кстати, «Ласточкино гнездо» в Крыму было выстроено в 1912 году — а наше гнездо строилось тремя годами ранее!
Первоначально здание общественного собрания собирались разместить ещё более «обрывно», куда, как более эффектно против его нынешнего положения — но побоялись оползней.
Симбирское общественное собрание на дореволюционной открытке
Здание должно не просто радовать глаз – оно должно было соответствовать той цели, для которой строилось. Общность людей, живущих в Симбирске, дробилась на общества дворянское, купеческое, мещанское, следуя сословной структуре Российской империи. Внутри сословных обществ важную роль играло общение, при этом, особую роль в нём играло общение неформальное, при котором люди в разных чинах и достатка оказывались как бы «на равных» — за карточным столом, в театральных креслах или в танцевальном зале. Жизнь менялась, и сословные рамки стали слишком узки. У зажиточных людей из разных сословий, способных в силу равенства капиталов общаться на равных, желающих упрочить своё материальное положение, знакомясь с нужными людьми, возникал интерес к взаимному общению.
Эскизный проект реконструкции швейной фабрики № 5 под концертный зал Ульяновской филармонии. 1946 год
В Симбирске этот новый принцип в феврале 1853 года привёл к возникновению Симбирского немецкого собрания. Первоначально собрание объединило торговцев, домовладельцев, ремесленников, чиновников и помещиков иностранного происхождения. (когда-то немцами, то есть, «немыми» — не говорящими по-русски — на Руси называли всех иностранцев). Оно занимало двухэтажное здание, принадлежавшее помещику Родионову, на углу Большой Саратовской (Гончарова) и Комиссариатской (Кузнецова) улиц, невдалеке от городского театра.
Немецкое собрание вскоре объединило более сотни членов. Они платили взносы и пожертвования, а взамен могли бесплатно посещать мероприятий клуба, литературных, танцевальных и семейных вечеров, пользоваться тремя французскими, двумя немецкими библиотеками и газетной комнатой, в которую выписывалась периодика на русском и европейских языках.
Ульяновская филармония. 1960-е годы
Но особую популярность Немецкому собранию, не всегда лестную, за что его прозвали «шустер-клубом», собранием ловкачей – составляла процветавшая здесь карточная игра. Игра на деньги в Российской империи, как бы, преследовалась, но была масса способов обойти закон, тем более, что государству было это выгодно: процент от продажи игральных карт шёл на содержание благотворительных заведений.
Крымское Ласточкино гнездо в 1951 году
В 1861 году Немецкое собрание было переименовано в Собрание соединённого общества — был формализован его всесословный статус, а спустя четыре года в него было позволено принимать в качестве членов женщин.
Здание Симбирского соединённого общества сгинуло в огне Симбирского пожара 1864 года. Стихии нанесла по обществу колоссальный удар — пожар спровоцировал, по словам краеведа Павла Мартынова, «резкое различие общественного положения между членами клуба»: кто-то разорился, потеряв всё в огне, кто-то, напротив, «поднялся», получив страховку и выгодные подряды.
Первоначальный деревянный клуб, существовавший до постройки каменного здания. Начало XX века
Но в 1897 году общественная организация, которая, к тому времени, звалась Симбирским общественным собранием, «выстрелила». Общественное собрание взяло в аренду у города верхнюю часть городского Владимирского сада, где выстроило двухэтажный вокзал — это слово тогда применялось не к железнодорожным станциям, а к парковым постройкам, в которых, преимущественно летом размещались кафе и рестораны, проходили концерты и прочие увеселительные мероприятия.
Зодчий Федор Ливчак, автор проекта Симбирского общественного собрания
Какой идеологией вдохновлялся Фёдор Ливчак, созидая в 1909 году свой шедевр?.. Российская империя на подъёме. Забывается горечь поражения в Русско-японской войне, российское общество отходит от бурных событий Первой русской революции 1905–1907 годов. Высочайшим Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка». 17 октября 1905 года в Российской империи учреждён парламент, провозглашены свобода совести, слова, собраний, союзов и неприкосновенность личности.
По всей России строятся так называемые народные дома — новый тип культурно-просветительского учреждения, учитывающего «потребности всех сословий и классов». В русле характерного народного дома и спроектировал свой дом Общественного собрания симбирский зодчий Федор Ливчак.
«Демократизм» постройки, её предназначение для просвещения и досуга широких обывательских масс, подчёркивал портик с дорическими колоннами на главном фасаде Общественного собрания. С портика, напоминающего сооружения «колыбели европейской демократии» Древней Греции, можно было любоваться видом восходящего над Волгой Солнца. С высоты открытой лоджии мог эффектно обращаться к народным массам какой-нибудь оратор. Колонны, увенчанные треугольным фронтоном, заставляли вспомнить древнегреческие храмы.
Концертный зал Симбирского общественного собрания стал первым, специально сооружённым концертным залом в истории Симбирска-Ульяновска. Федор Ливчак вполне справился с поставленной перед ним задачей, создать здание, которое должно было стать «украшением города, расположенным, при том, на видном месте».
Восточный фасад здания. Современный вид
Впоследствии веранду на втором этаже превратили в закрытым помещением, из-за чего главный фасад немало проиграл в своей выразительности. Позднейшие пристройки также исказили внешний вид непарадных, боковых и заднего фасадов. Об этом сетовал Борис Аржанцев, который говорил, что Ливчаку было важно, чтобы его здание выразительно воспринималось даже с «задов», ведь на Общественное собрание смотрела публика, гуляющая по Владимирскому саду и проплывающая по Волге! Новым поколениям ульяновцев бывшее Общественное собрание известно, как здание Ульяновской филармонии. Но история не ходит простыми путями.
Бывшая лоджия на главном фасаде. Современный вид
С 1936 по 1946 годы здание занимала швейная фабрика № 5 по производству мужской и женской одежды. С 1941 по 1945 годы она шила форму для красноармейцев. Образованная в конце мая 1944 года Ульяновская областная филармония, как бы, приняла у Общественного собрания эстафету поколений просвещать, развивать и популяризировать музыкальную культуру. Из артистов вновь образованной Ульяновской филармонии были сформированы четыре эстрадных фронтовых бригады – но музыка на фронте, всё же, дополнение к обычным фронтовым будням, военная форма важнее! Потому только в победном 1945 году Ульяновский облисполком принял решение о переоборудовании здания швейной фабрики под концертный зал Ульяновской филармонии. Реконструкция обошлась в полтора миллиона рублей. Концертный зал филармонии был расширен и достиг вместимости 435 человек. В 1982 году в нём был установлен замечательный немецкий орган.
Главный фасад здания. Современный вид
В советское время к Ульяновской областной филармонии был, как тогда выражались, «приписан» целый ряд всесоюзно знаменитых коллективов и исполнителей: группа «Машина времени», бит-квартет «Секрет», певицы Ирина Понаровская и Лариса Долина.
От старожилов, партийных и советских деятелей, доводилось слышать о выступлении тогда молодой и задорной Ларисы Долиной на концерте, данном Ульяновской областной филармонии для участников областной партийной конференции в Ульяновске, уже в перестроечную эпоху, на излёте 1980-х годов. Для пропитанного коммунистической моралью Ульяновска по тем временам смелый сценический наряд и экспрессивная манера исполнения певицы, в буквальном смысле, шокировали партийное руководство Ульяновской области. Что же, искусство разнообразно, и тем оно интересно, и тем оно живо.
Иван Сивопляс, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И.Ленина»