Новость о том, что Вадим Швецов продал автобизнес топ-менеджерам «Соллерс Груп», вызвала много вопросов, предположений и даже привела к удорожанию акций «Соллерс Авто». Накануне на торгах на Московской бирже их стоимость выросла более чем на 10%. Решение Швецова могло показаться неожиданным: компания «Альтер Инвест», которой отошли 76,7% акций ПАО «Соллерс Авто» (ключевой актив — Ульяновский автозавод), была создана всего за десять дней до сделки. Однако эксперты утверждают, что избавиться от автобизнеса Швецов хотел давно, а продажу акций «своим» топ-менеджерам оценивают положительно: теперь решения в компании будут приниматься быстрее. Есть и менее оптимистичный прогноз: УАЗ может потерять в лице Швецова мощного лоббиста госзаказов.

Ушел по просьбе

После новости о продаже Вадимом Швецовым автобизнеса многие предположили, что он просто переоформил компанию на менеджмент, фактически оставшись у руля. Это опровергает экс-мэр Ульяновска Александр Пинков, долгое время проработавший на УАЗе и прошедший путь от контролера до директора по производству.

— Вадим Аркадьевич давно, последние лет пять, вынашивал мысль уйти из этого бизнеса, перейти в более современное цифровое направление. На заводе он создал IT-компанию, которую возглавил выпускник Ульяновского технического университета Евгений Сударкин (директор по информационным технологиям ОАО «СОЛЛЕРС», генеральный директор PROF-IT GROUP — прим. ред.). Так что нельзя сказать, что это неожиданное решение. Швецов неоднократно в приватных и не приватных беседах его высказывал. Я не исключаю, что оно было принято по рекомендации правительства РФ — он всегда откликался на пожелания кабмина и администрации президента. Возможно, Вадим Аркадьевич займется чем-то более стратегически важным для нашей страны, — считает Пинков.

Он отмечает, что с точки зрения развития на автозаводе в последнее время ничего не происходило — ни со старым модельным рядом, ни с «Патриотом» (который, по сути, просто «приукрашивали»).

— От завода с точки зрения производства остались рожки да ножки. Я десять лет был директором механосборочного производства — его сейчас нет, а там работало 15 тысяч человек. Металлургию «подъедают», штамповку тоже. Остался чисто американский сборочный завод, — говорит г-н Пинков. — Таких времен, когда собирали по 120 тысяч автомобилей, на УАЗе уже не будет. Максимум тысяч 40. Рынок для ульяновских внедорожников в любом случае есть: Россия велика, и на многих территориях есть проблемы с дорогами. Думаю, если будут упрощать комплектацию, это может привести к увеличению объемов продаж.

Заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев также отмечает, что упрощение моделей поможет предприятию выжить в непростые для автопрома времена.

— Тем более УАЗ имеет свою, в некотором роде уникальную рыночную «нишу». Однако все будет зависеть от ценовой политики предприятия. Если стоимость более простых комплектаций превысит приемлемые для покупателей пределы, то вряд ли стоит рассчитывать на позитивные перспективы, — считает Пушкарев.

Александр Пинков не исключает, что на УАЗ придут китайцы (рассматривался вопрос о сборке на площадях автозавода автомобилей Chery). Кузов китайского автомобиля прогнали по всей цепочке, от сборки и окраски до главного конвейера, и он прошел по всем параметрам. Но будет ли совместное предприятие? По мнению экс-мэра, скорее да, чем нет.

— Думаю, китайцы пока заняли выжидательную позицию, до момента, когда успокоится на мировом уровне. Они, как правило, принимают решения достаточно долго, не любят расставаться с деньгами, — комментирует Пинков.

«Хорошие руки»

Опрошенные эксперты сходятся в одном: то, что акции УАЗа передали «своим» топ-менеджерам — хороший знак. Напомним, владельцами ООО «Альтер Инвест» являются Адиль Ширинов (39,5%), Николай Соболев (35,5%), Зоя Каика (20%), Виктор Хвесеня (5%).

— Николая Соболева хорошо знаю, когда я работал на УАЗе, он был финансовым директором. У него хорошее образование, английский. Адиль Ширинов — действующий директор, Зоя Каика занималась СМИ, пиаром. Все они — люди Швецова, преданные ему и его идеям, достойные, — считает Александр Пинков.

Тамара Дмитриева, восемь лет возглавлявшая Департамент информации и общественных связей УАЗа, охарактеризовала новых владельцев как «команду профессиональных менеджеров и грамотных управленцев». Николай Соболев, по ее мнению, очень хороший финансист. Зоя Каика окончила МГУ, журналист, работала замдиректора по связям с общественностью, выстраивала коммуникации со всеми правительственными и президентскими структурами, всегда давала верные и правильные консультации.

— Хуже точно не будет: автомобили как производились, так и будут производиться. Но время требует новых подходов, поэтому будет прописана новая стратегия, которая принесет, безусловно, какие-то изменения. Но, скорее всего, ничего революционного, сокращений, реорганизаций ожидать не стоит, это все уже произошло, — уточнила Дмитриева. — Автомобили выпускаются, люди работают, зарплату получают — это главное.

Источник в сфере автопрома отметил, что решения будут приниматься быстрее, если это право останется не за Швецовым, а за новыми владельцами.

— Это люди, которые знают, куда идти, они найдут варианты импортозамещения. Хочется, чтобы завод пережил второе рождение. Шансы есть: большие заказы готова размещать армия, серьезных простоев, как на АвтоВАЗе, нет. Смысла закрывать предприятие не вижу: это хороший актив, который может приносить прибыль собственникам, нет смысла его терять, — пояснил эксперт.

Впрочем, есть и менее оптимистичные прогнозы. Эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что УАЗ может и потерять часть госзаказов. «Лоббистские возможности у Швецова были выдающиеся. Об этом можно судить хотя бы потому, что не совсем подходящие для этих целей автомобили УАЗа активно закупались государством для школ и медучреждений, служб МЧС, МВД, Росгвардии и прочих ведомств. Если сейчас все это отвалится, то непонятно, что с заводом будет делать менеджмент. На что они рассчитывают?», — приводит Газета.ру его слова.

На самом УАЗе давать какие-либо комментарии о новой стратегии развития и планах отказались, предложив подождать недели две, «пока все устаканится и наступит ясность».

Пока продажи на автозаводе падают. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в январе предприятие продало 1211 легковых автомобилей, в феврале — 1000, в марте — 1014, в апреле — 560, в мае — всего 267.

Виктория Чернышева