Ульяновский автозавод получил очередной отказ признать название «Патриот» общеизвестным товарным знаком — то есть запретить другим компаниям называть таким свои машины. Решение суда по интеллектуальным правам изготовлено в конце мая, на обжалование дается 2 месяца. Компания надеется выиграть дело во второй инстанции.

УАЗ вышел в суд по интеллектуальным правам, оспаривая решение Роспатента: в декабре 2020-го федеральная служба отказалась признать обозначение «Patriot» общеизвестным в России товарным знаком. Как следует из документов суда, регистрация должна была гарантировать компании правовую охрану названия модели машины с 2019 года – то есть ни одно другое авто конкурентов не могло бы быть названо «Патриотом». Но не вышло: суд поддержал Роспатент. И вот почему.

По мнению специалистов федеральной службы интеллектуальной собственности, когда речь заходит о «Патриоте», люди идентифицируют слово с машиной, только видя логотип УАЗа – так называемую «птичку», галочку в круге (на фото). Этот же аргумент приводится и против поданных компанией рекламных материалов: марка и модель автомобиля везде указываются вместе, поэтому установить известность одного только «Патриота» не представляется возможным. Также против завода сыграла падающая в 2017-2019 годах доля рынка, которая приходится на ульяновского производителя, снижение продаж и некоторые другие факторы.

Отдельно стоит коснуться социологического исследования за авторством «Инфо-Центр Аудит», результаты которого также не удовлетворили ни Роспатент, ни суд, и к которым обращались представители завода. Опрос проводился среди 1512 совершеннолетних жителей различных городов России и содержал несколько вопросов об известности обозначения «Патриот». Однако и к формулировкам, и к выводам проверяющие отнеслись критически. Во-первых, под сомнение поставили сам факт проведения опроса, поскольку часть информации дословно повторялась и в исследовании, и в заявлении УАЗа. Во-вторых, среди предложенных респондентам ответов на вопрос «Кто является правообладателем ТЗ «Патриот»?» не было ни одной автомобильной компании. Ну и в-третьих: в опросе нигде не упоминается компания «Крайслер», также производящая автомобили под названием «Патриот».

Кроссовер Chrysler Jeep Patriot выпускается на заводе в штате Иллинойс с 2006 года. В 2011 году получил модернизированную ходовую часть и перекроенный интерьер. Продается в странах Северной и Южной Америки, Азии, ЮАР и Австралии, поставки машины в Европу прекратились в 2010–2011 годах. На российском рынке продавался под именем Jeep Liberty, так как имя «Патриот» было занято УАЗом.

В итоге мнение суда совпало с решением Роспатента: УАЗ не представил достаточных доказательств того, что обозначение «Patriot» широко известно вне контекста. Автомобильная компания вновь получила отказ. На обжалование у УАЗа есть два месяца, которые истекают в июле. Как показывает практика, представители завода вполне могут добиться успеха. Это не первый раз, когда компании приходится отстаивать свои права на охрану интеллектуальной собственности.

– Уже признаны общеизвестными несколько товарных знаков, – прокомментировали в пресс-службе УАЗ. – В частности, логотип и письменное обозначение «УАЗ» русскими буквами и латиницей. Один из этих знаков – «UAZ» – уже прошел судебную процедуру, когда мы получили отказ в Роспатенте и в первой инстанции суда по интеллектуальным правам. Во второй инстанции в отношении знака «UAZ» было принято положительное решение. На что мы рассчитываем и в данной ситуации. Всех подробностей пока рассказать не можем в интересах судебного дела.

Суд с Роспатентом из-за наименования на латинице («UAZ») шел с 2017 по 2018 годы. Тогда автопроизводитель отстоял свою правоту в кассационной инстанции, и наименование признали общеизвестным с 2008 года. Вообще же товарный знак «УАЗ» и его эмблема получили правовую охрану в 1983 году.

Лидия Варнакова