Сегодня исполнительный директор Фонда «Ульяновск — культурная столица» Татьяна Ившина отмечает день рождения. Именинница рассказала 73online.ru, почему любит одежду ульяновских дизайнеров, что подарит себе и как пережила землетрясение в Токио.

— Как будете отмечать?

— Обычно на свой день рождения я всегда уезжала, а в этом году я в Ульяновске. Обычный рабочий день, принесу что-нибудь вкусненькое коллегам, порадую их. Может быть, вечером с друзьями посидим в кафе небольшой компанией.

—Какие подарки хотели бы получить?

— Сама себе сделаю подарок — куплю картину ульяновского художника. Мне понравилась его работа, где изображена кошка и человек. Повешу ее над кроватью. Пока это место занимает «Ловец снов», сделанный коллегой. Думаю, картина уже поймала все мои сны, пора ее заменить.

— Вместо Фонда «Ульяновск — культурная столица» появится Фонд креативных индустрий. Почему решили переименоваться и в чем отличие новой структуры?

— На заседании правления Фонда, которое прошло летом, мы изучили опыты российских регионов, посмотрели, как выглядим на этом фоне. В этом году Фонду исполнилось 10 лет, он создавался как институт развития именно в сфере культуры. За это время у нас были разные приоритеты деятельности. Но сейчас ключевая тема — это все-таки поддержка и развитие наших творческих предпринимателей, креативных индустрий. Этой темой мы занимались с 2012 года, и если тогда она составляла 20-30% от объема нашей деятельности, то сейчас — 60-70%. Все члены правления проголосовали за изменение названия. Сейчас мы работаем с региональным управлением Минюста России по внесению изменений в наш Устав.

Кроме ключевой темы, остается международное гуманитарное сотрудничество. На базе Фонда в 2020 году создан проектный офис Росмолодежи по международному молодежному сотрудничеству со странами БРИКС, и мы продолжаем взаимодействие. Тем более сейчас наметилась тенденция к расширению географии. Очень многие мероприятия проходят в формате БРИКС++ — присоединяются и южно-американские государства, и Египет, Турция — сегодня на политической арене огромное количество тех, кто хочет сотрудничать. Да, больше нет Германии, Франции, Японии, но появились другие государства. Сейчас у нас на два года расписана большая программа с Беларусью, странами СНГ, Израилем, Китаем. Продолжим и социокультурное гуманитарное направление — культурное развитие сельских территорий, молодежное развитие на селе. С 2018 года нас поддерживает благотворительный фонд Владимира Потанина, мы получаем средства из Фонда президентских грантов на работу с муниципалитетами. Это и расширение сети креативных пространств, и работа по официальным контрактам для тех, кто выбирает творческое предпринимательство, и помощь селу через наставничество, в том числе привлечение внебюджетных средств. По итогам прошлого года сельские территории получили больше 30 млн рублей.

С 2022 годы мы запустили еще одно направление — академию проектного развития. Сегодня в обществе огромный запрос на компетенции социокультурного проектирования, участие в грантовых конкурсах, а сотрудники Фонда достаточно компетентны в этом направлении. Поэтому мы опробовали в этом году несколько треков: для бизнеса, учреждений культуры и некоммерческих организаций. И если наш коммерческий сектор достаточно профессионально работает с грантовыми конкурсами, то учреждения культуры сильно проигрывают — маловато опыта, как написать грантовую заявку так, чтобы выиграть.

— Кто вошел в Совет новой структуры?

— Глава правления Фонда — первый зампредседателя правительства Марина Алексеева. В Совет вошли представители разных структур: заместитель генерального директора «Корпорации развития Ульяновской области» Алина Абитова, руководитель «Регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства» Руслан Гайнетдинов, Директор «Агентства по туризму» Денис Ильин, помощник губернатора по архитектуре и градостроительству Ольга Мельникова, заместитель начальника управления внешних связей администрации губернатора Ульяновской области – начальник департамента международного развития Евгений Миллер, министр молодежного развития Артем Мирошников, министр искусства и культурной политики Евгения Сидорова и я.

— Что это за новый проект — школа креативных индустрий?

— Это классный проект Министерства культуры в рамках национальной инициативы «Придумано в России». Я была инициатором того, чтобы наш регион написал заявку и участвовал в грантовом конкурсном отборе, в том числе подбирала кадры. Это совместный проект УлГУ и губернаторской детской школы искусств для одаренных детей.

Мы понимаем, что не всегда молодежь готова сразу получать образование в сфере креативных индустрий. Школы — это возможность через дополнительное образование попробовать себя в творческой профессии и понять, хочешь ли ты этим жить и зарабатывать. Первая школа открылась 20 сентября, а с октября начались занятия. Создано пять направлений подготовки, четыре мощных оснащенных лаборатории, студии. Это в первую очередь электронная музыка, саунд-дизайн — сочинение и обработка современного музыкального материала; компьютерный дизайн — тоже широко применимая компетенция; дополненная виртуальная реальность. И широкое направление — кино-, фото- и видеопроизводство, практически один большой комплекс, который позволяет сегодня заниматься визуальным искусством.

Мы очень рады, что Ульяновск вошел в число первых 30 регионов, где такие школы открыты. К 2024 году в стране должны открыться более 200 школ креативных индустрий — сегодня существует большой запрос. Мало того, что ребята получат профориентацию, навыки, компетенции, это еще и возможность работать над конкретными проектами. Преподаватель не просто выдумывает из головы какие-то учебные задачи, а есть заказы, которые нужно решать с помощью молодых музыкантов, дизайнеров, аниматоров и так далее. До июня коллектив школы, включая преподавателей, будет работать над созданием музыки, фото, видео и компьютерного дизайна для нашего геопарка «Ундория», палеонтологического музея в Ундорах.

Сейчас в школе бесплатно занимаются 120 детей 12-17 лет, но мы хотим расширить возрастной порог, чтобы дополнительное образование могли получать студенты и взрослые старше 18 лет. В июне мы планируем провести большой фестиваль для слушателей школы.

— Вы участвуете в показах и презентациях дизайнеров. Какие у вас любимые бренды в одежде?

— Сейчас я фанат нашей ульяновской компании Business Line — перед тем, что делает Наталья Ланкова со своей командой дизайнеров и специалистов, можно только преклоняться. От того, что мы пять раз скажем «импортозамещение» результатов не будет, а Наталья заполняет нишу деловой женской одежды — качественное конструирование, технологии производства. Есть опыт сотрудничества с другим ульяновским дизайнером Ириной Маловой. Это совсем другая история — мелкосерийный индивидуальный пошив. Восхищаюсь, как она аккуратно работает в рамках бережливой экономики, например перерабатывая меховые изделия. Мне нравятся проекты, которые сегодня реализуют ульяновские представители модной индустрии.

— Какой у вас собственный стиль, каких тенденций придерживаетесь?

— Я давно работаю руководителем в госструктурах, поэтому предпочитаю деловой стиль: брючные костюмы, комплект юбка+жакет, платье. Но могу себе позволить и другую одежду. Мне сейчас очень нравятся платья «в пол», у меня три-четыре таких и я с удовольствием их ношу, но это не местные бренды. В Ульяновске одеваюсь в «Пышке», покупаю одежду и в московских магазинах

— Любите путешествовать? Какое путешествие было самым запоминающимся?

— Я за свою жизнь много где побывала: в Америке, Европе, Азии — поездки были и частные, и рабочие. Но самое потрясающее впечатление — это Байкал, была там уже четыре раза в разное время года, причем и со стороны Иркутска, и со стороны Бурятии. Для меня это место силы, куда я возвращаюсь, куда я привезла свою дочь, потому что посчитала, что каждый россиянин должен там побывать и напитаться энергетикой.

— Ваша дочь живет в Москве, часто с ней видитесь?

— Сейчас частные и рабочие поездки в столицу соединяются, потому что я останавливаюсь у нее, экономлю командировочные расходы. Стараюсь, конечно, ежемесячно или один раз в два месяца встретиться с ней.

— В Ульяновской области есть места, которые вам нравятся?

— Ульяновский район — все, что связано с Ундорией, там большое количество рекреационных мест. В Старомайнском районе — экопарк «Русский берег». Так получилось, что с Сергеем Лаковским (владелец экопарка — прим.) мы дружим больше 10 лет, туда я привозила практически всех своих родственников, очень часто встречаем там новогодние праздники и проводим майские. Это место силы в регионе.

— Вы ходите на концерты? Кто-то из современных исполнителей нравится?

— Сейчас, может быть, хожу меньше. Раньше это было связано еще и с профессиональной деятельностью. По крайней мере, посещаю основные программы нашего симфонического оркестра, фестивали нашей филармонии — люблю классическую музыку. На концерты современных исполнителей хожу меньше, не скажу, что я фанат.

— Какой самый нелепый слух вы о себе слышали?

— На днях был день памяти Николая Зубова, он называл меня «библиотекарша с Урала». К слову «библиотекарша» я отношусь с юмором, потому что окончила московский институт культуры по специальности «Библиотекарь – библиограф». Почему он решил, что Вятка — это Урал, не знаю, сама я из Кирова. А словосочетание «библиотекарша с Урала» меня веселило. Я иногда себя так в шутку представляю. Мои бабушка и дедушка уральской закалки, и свое детство я проводила в Уральских горах.

— Какая забавная история с вами случалась?

— До начала пандемии в 2020 году была рабочая поездка в Токио. И так случилось, что в одну из первых ночей нашего пребывания произошло достаточно сильное землетрясение в пригороде Токио — до 6-7 баллов. Я сквозь сон почувствовала, что кровать качается. Надо сказать, что она была похожа на маленький космический корабль с 15-20 разными кнопочками: радио, вызов персонала, будильник — как панель управления в машине. Подумала, что это чудо техники, и я случайно нажала какую-то кнопку, включилась функция укачивания. Думаю, надо же, до чего дошли японцы, утром обязательно посмотрю, какую же я все-таки кнопку случайно нажала. И очень удивилась, когда узнала, что, оказывается, ночью было мощнейшее землятрясение, здание качалось. Сейчас вспоминаю об этом с иронией.

— Верите вы в судьбу? Она вам указывала какие-то знаки?

— Верю, но не могу сказать, что все предопределено. Наверное, есть какая-то генеральная линия жизни человека. Я с детства очень много читаю, и для меня встреча с какими-то откровениями, мыслями сродни знакам судьбы. Есть несколько цитат известных русских и зарубежных писателей, которые для меня являются знаковыми. Они фиксируются в голове и на какой-то период времени становятся определяющими. С 25-летнего возраста, как стала генеральным директором крупной библиотечной сети, я никогда не работала исполнителем, менялись только организации, где я была руководителем. И, наверное, в этот период времени знаковой для меня стала цитата из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.». Мне кажется, что это цитата из моей жизни. Я всегда считала, что надо не просить, а делать, люди придут и сами предложат. Даже по кадровым назначениям инициатива всегда исходила не то меня, а от руководства. И для меня знаком судьбы всегда были цитаты хороших умных авторов книг.

— А сейчас какая цитата для вас является знаковой?

— Авраам Линкольн: «Не важно, сколько дней в твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих днях». Когда тебе 56 лет, кажется, хочется уже спокойствия, плыть по течению. Но я поняла, что мне, как и в 25 лет, все-таки хочется, чтобы в моих днях было больше жизни.

— Что любите читать?

— Я достаточно всеядна. Читаю и современную литературу — так называемый нон-фикшен, люблю новых авторов — у издательства Елены Шубиной на них чутье. Люблю классику, у меня дома много Булгакова — мой автор, я его время от времени перечитываю. Люблю детективы, в самолете предпочитаю легкую литературу — не вижу в этом ничего плохого. Кто-то говорит, это низкий жанр, а я считаю, есть хорошие книги и плохие, и не по жанрам их нужно делить. Поэтому выбираю совершенно разные книги, под настроение.

— У вас есть талисман?

— Наверное, нет. Но у меня всегда с собой образ Николая Чудотворца — небольшая икона. Я очень почитаю этого святого, хотя у меня есть покровительница Татьяна. Икону подарил малознакомый, но хороший человек. Обычно я покупаю их из намоленных мест в российских и зарубежных поездках. Стараюсь, чтобы эта икона была со мной, и даже если меняю сумки, то перекладываю. Мне с ней спокойнее.

—Если бы вы умели читать мысли людей, как бы вы этим воспользовались?

— Не дай бог иметь такое несчастье, это очень тяжелое бремя. У человека должно быть право на свои мысли и переживания. Мысли — это работа души, внутренние диалоги светлого и темного, и я бы их слышать не хотела.

— Что вас может разозлить?

— Человеческая глупость, ограниченность. Люблю умных людей.

—Рыба или мясо?

— Рыба. Очень вкусная строганина из северной рыбы. Хотя мясо тоже ем, недавно прилетела из Сибири, пробовала оленину, медвежатину.

— Кофе или чай?

— Чай. Был период, когда я перестала чувствовать вкус кофе, поэтому в основном пью черный чай. Люблю с разными наполнителями, травами и ягодами. Нравится экспериментировать, в разных магазинах заказываю чаи, получаю от этого удовольствие.

— Кроссовки или туфли?

— Туфли. Большую часть жизни я носила деловой костюм. Хотя люблю джинсы, в гардеробе есть и спортивные костюмы, и много разных кроссовок. Но все это за скобками делового дня.

— Макси или миди?

— Сейчас мне нравятся платья по щиколотку, начинаю чувствовать вкус такой одежды. С большим удовольствием ношу вещи такой длины.

— Пушкин или Окуджава?

— Окуджава ближе по мироощущениям, по темпу ритма жизни. Пушкинская поэзия более плавная, степенная, тягучая. А у Окуджавы насыщенный жизненный ритм: иногда резко сменяющийся, иногда замедляющий, иногда бурный.

— Клеш или «дудочки»?

— Клеш. Чувствуешь размах, движение.

— Красный или черный?

— Душа просит, конечно, красного, хотя в гардеробе много черных вещей. Но есть и розовые, зеленые пиджаки. Такое удовольствие от ярких цветов. Наша жизнь не сильно расцвечена, такие вещи нужны хотя бы, чтобы поднимать настроение себе и окружающим.

— Роза или ромашка?

— Роза — она какая-то самодостаточная: и красивая, и колючая, и ароматная. Из «сильных» женщин.

— А вы считаете себя сильной женщиной?

— Да. В жизни приходилось быть сильным человеком: не боялась ответственности, принятия решений.

— Какие цветы вы любите?

— Гладиолусы, потому что они ассоциируются с отцом. Он всегда выращивал их, и я все 10 лет ходила в школу со своими цветами — был такой сорт бордовых гладиолусов «Оскар». Еще нравятся шапки белых хризантем, люблю пионы. Вообще люблю цветы: и срезанные, и живые. Они все равно приносят мгновения счастья, удовольствия, праздника в жизнь человека.

—Чего вы ждете от нового года?

— В этом году я стала тещей и хочу, чтобы дочь подарила мне внука или внучку. Морально готова стать бабушкой.

73online.ru поздравляет Татьяну Ившину с днем рождения и желает реализации всех креативных идей.

Светлана Снежина