Сегодня, 9 декабря, ректору Ульяновского государственного университета Борису Костишко исполняется 57 лет. Накануне 73online.ru встретился с именинником в его рабочем кабинете. В непринужденной беседе без строгого пиджака и привычного галстука Борис Михайлович много шутил и смеялся. Жизнерадостный и энергичный современный ректор разрушил все стереотипы о серьезном и строгом руководителе, в подчинении которого сотни педагогов и студентов большого университета. Костишко рассказал 73online.ru, зачем ему тандыр, что такое «вализм» и как с ним бороться, почему нельзя быть старпером в университетской среде.

— Как будете отмечать свой день рождения?

— Днем — с коллегами на работе, а вечером — дома в кругу семьи. С детьми и внуками соберемся за праздничным столом, будет мой любимый торт «Медовик». Кстати, я сам его когда-то пек, а сейчас сын делает вкусные торты. Но в этот раз мы его купим.

— Какие самые необычные подарки вам дарили на день рождения?

— Коллеги подарили тандыр – я даже не знаю, как им пользоваться, посмотрел в интернете, оказывается там такая сложная технология. Я когда-то ел из тандыра лепешки, очень вкусные, надо теперь попробовать свои испечь. На даче есть беседка с мангалом, туда, наверное, и поставлю. А еще девять лет назад мне жена подарила собаку ши-тцу Никусю, которую специально привезли из Тольятти. Причем она меня два месяца так боялась, что, когда я заходил в дом, пряталась. Теперь я с ней каждое утро гуляю, у Никуси своеобразный характер: вечером ее должен гладить я, а утром у нее – обнимашки с женой.

Приоритет 2030

— Какие интересные программы реализуются в университете?

— Самая интересная и комплексная — всероссийская программа развития «Приоритет 2030», в которую вошли 106 университетов со всей страны. А в рамках нее уже много разных программ. Среди них есть «Социальный реактор» — одна из самых важнейших программ, потому что сейчас мы все время сталкиваемся с тем, что и молодежь, и взрослые становятся инертными и иждивенцами — ощущение такое, что им все должны. Но на самом деле они сами должны участвовать во всем, их надо вовлекать в жизнь университета. Другой проект — когда студент сам выбирает свою программу, траекторию обучения. Мы ему рекомендуем в соответствии с профилем заниматься дополнительными дисциплинами, развивать, например, лидерские качества. И студент сам выстраивает траекторию обучения по тем предметам, которые ему будут нужны, когда он придет на производство. Он должен понимать, зачем и куда идет.

Мы сейчас прорабатываем проект нового здания медфакультета, где будет с десяток интересных пространств, которые придумают студенты. Кроме этого, занимаемся проектами в науке. В прошлом году мы закупили, а в этом запустили так называемые трансферные лаборатории по нанофотонике, материаловедению, робототехнике, персонифицированной медицине, которые позволяют провести систему отбора ребят и вырастить готовую смену для настоящих научных лабораторий. И еще один очень интересный проект – в прошлом году мы за внебюджетные средства купили катер и организовали на нем плавучую экологическую лабораторию. В этом году ребята плавали по акватории Куйбышевского водохранилища, выполняли исследовательскую работу и по заданию Законодательного собрания региона определяли качество воды. Сейчас у нас в запуске 16 проектов и пять молодежных направлений на их внедрение. Например, ребята разрабатывают специальную одежду для людей, которым трудно двигаться. Другой проект – персонализированные держатели для ребят с ДЦП, чтобы они могли рисовать, писать. Таких интересных проектов много, мы изготовили образцы и уже разослали по медицинским центрам, клиникам, чтобы их испытали. Сейчас создаем лабораторию 3D-медицины, закупаем 3D принтеры, которые распечатывают кости, череп, сосуды, кожу и так далее для обучения студентов. Интересны генетические исследования. Медицина будущего персонифицирована, то есть каждому человеку по его генокоду предполагается назначать определенный курс лечения.

— Самые востребованные специальности — это?

— Программисты, материаловеды, физики, биофизики, химики. Прорывные направления, которые облегчают нам жизнь, улучшают здоровье, качество жизни — биофизика, инженерия, материаловедение.

— Сократилось или увеличилось количество бюджетных мест в университете?

— Бюджетных мест стало больше на 6% - увеличение по тем направлениям, которые необходимы экономике. Проблема только, что школа таких не поставляет, 70% -гуманитарии. Айтишников стало в два раза больше, материаловедов. Увеличилось количество мест на наноинженерию, инноватику, медицину, экономику, СПО. В современной экономике достаточно профессиональная часть должна уходить в СПО – везде нехватка слесарей, наладчиков, рабочих других специальностей. Увеличилось количество бюджетных мест на медфакультете. Короновирус показал, что врачи – очень опасная профессия, но она пользуется популярностью.

Просто «вализм»

— Как опорный вуз региона решает проблему оттока выпускников школ региона?

— В Ульяновске университеты хорошие, перечень специальностей охватывает все, что нужно человеку и экономике. Проблема в том, что в регионе много проблем. И странное представление, что у соседа в чашке суп вкуснее, но при этом горячее даже не пробовали. Мы проводили соцопрос – ответы странные, они антикоррелируют друг с другом. Человек говорит, что там лучше, богаче, но он там даже не был. Я обозвал это явление «вализмом» - валить надо. Вот здесь и работает наш «Социальный реактор». Это проблема учителей и родителей. Кто в ребенке вализм воспитывает? Родители говорят, в Ульяновске все отсталое, все плохое. А я был в других городах, сравниваю, приезжаю и говорю: «А Ульяновск неплохой город». И своим абитуриентам я всегда говорю, чтобы сначала сами попробовали, а не говорили, где лучше, а где хуже, не получив достоверной для себя информации. Поэтому по факту мы написали ряд предложений. Провели встречу с директорами всех школ Ульяновска и области. На мой взгляд, самое главное предложение – вернуть в школы трудовое воспитание. Ребята должны стать участниками процесса. Второе – организовать экскурсии на предприятия, чтобы рассказывали, что там нового и хорошего. Дальше – в школах учитель хвастается, что в Москву поступила большая часть его выпускников. Этим он агитирует и выпихивает их из региона, потому что они меряются этим параметром. Поэтому предложили оценку школ учителей определять по тому, сколько поступило в местные вузы и ссузы. У кого больше осталось, тот круче. Сейчас это антипатриотическая тенденция. У нас многие восхищаются – Европа, Америка. А один наш студент поехал в Америку и увидел там клопа. А увидев Париж, можно вообще умереть от дизентерии. Когда начинают говорить, там прям «вау», нет, там есть свои заморочки.

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

— ЕГЭ стал негативным фактором, потому что это формальный параметр для оценки качества работы учителей. Зачем давать весь предмет, если можно натаскать ребенка, как собачку Павлова, выработав определенные рефлексы. И он идет, сдает. Надо либо убирать ЕГЭ, в том смысле, что он не должен оценивать качество работы школы и учителей, либо разрешать при поступлении в университеты наряду с ЕГЭ обычные экзамены. По факту мы принимаем на первый курс «кота в мешке», он задачи комплексные решать не умеет, одна тема с другой у него в голове не смыкается. ЕГЭ думать не учит. Школа должна вернуться к изучению предметов. И я всегда объясняю родителям: не надо натаскивать на ЕГЭ, надо брать репетитора, который научит предмету. И в том числе поможет ему ориентироваться в ЕГЭ. К сожалению, у того, кто натаскан только на ЕГЭ, нет массива знаний, остаются только кусочки. И это самая большая проблема – приходят абитуриенты, которые не знают, чем они хотят заниматься, им все равно, где они будут учиться, где конкурс меньше, туда они и поступают. Лет 30 назад такой проблемы не было. К сожалению, возраст инфантильности увеличился. По факту приходит человек ровно нулевой, его нужно формировать в школе.

— Как изменилось сотрудничество с зарубежными вузами из-за сложных дипломатических отношений?

— Они заморозили отношения. Все началось с пандемии, а потом добавилась специальная военная операция. У нас были российско-американский и российско-германский факультет. Американцы еще раньше отвалились, теперь немцы. Но надо понимать, что отдельные преподаватели и университеты – это, как правило, большая разница. Например, в Германии есть преподаватели, которые не против с нами сотрудничать, они бы даже хотели приезжать как раньше, лекции читать, может быть, даже по дистанту. Но они боятся. А один партнер из Германии, чтобы приехать в Россию и читать лекции, брал отпуск. Личных контактов много. Как и во всей экономике, во всех других связях нам тоже приходится переориентироваться. Мы работаем с университетами Китая, Сирия заинтересована в работе с русскими университетами, мы им переслали 16 видеокурсов по медицине и нефтегазовому управлению. С Белоруссией по науке взаимодействуем, с Узбекистаном. Если появится возможность работать как прежде, думаю, все связи быстро восстановятся.

— Количество студентов-иностранцев в УлГУ увеличилось или уменьшилось?

— Увеличилось, ежегодно мы принимаем порядка 300-400 иностранных студентов, как-то доходило до 700. Основной костяк иностранных студентов – из арабских стран и Индии.

Халява и старперы

— Вы современный ректор. Какая главная студенческая примета сегодня? Верят в халяву? А какие приметы были в ваше время?

— В халяву верят, монеты ей кидают, натирают ее.

А памятник халяве в УлГУ — это прикол, шутка, и один уважаемый человек говорит: какие вы стали продвинутые, что можете так прикалываться. И для меня это лакмусовая бумажка. Если ты считаешь, что это «вау», «фу, какая гадость», «надо учиться, а на халяву не надеяться» — ну ты старпер уже. Нельзя, ты ж со студентами работаешь, надо хотя бы в душе оставаться молодым.

В наше время тоже халява была, пятак подкладывали под пятку. Другая примета — бояться надо за день до сдачи экзамена. Один парень перед экзаменами громко пел в душе. Еще примета — в МГУ, где я учился, на экзамен надо было приходить за час до начала и занимать лучшие места. А лучшие — первые, потому что преподаватель пока еще добрый.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю молодежь?

— Совершенно другое поколение, у которого проблемы с самостоятельностью. Если брать тех, кого мы учим, я уже говорил — инфантильность зашкаливает. Трудового воспитания нет, и родителям в голову не приходит, что это единственный способ, чтобы ребенок ушел от виртуальной жизни и начал жить нормальной. Они оторваны от практики. В Европе еще хуже — парень учится в Сорбонне и знакомится по интернету. Эти ребята поздно начинают развиваться, понимать, чего они хотят. В этом плане мне нравятся сельские студенты – они умеют работать.

— Вы говорили, что не хотели становиться ректором. Если бы не случай, где бы сегодня работали?

— Ученым — также был бы доктором наук, профессором, это очень интересно. Как отдельная жизнь — как играть на инструменте, когда ты получаешь от этого удовольствие и когда у тебя получается. Это просто кайф!

— Главный закон физики — это?

— Все хотят узнать, но не знают. Для меня, может быть, это закон сохранения энергии, он выполняется всегда и везде, просто мы его объяснить пока не можем.

Слухи и усы

— Самый нелепый слух, который вы о себе слышали?

— Самый нелепый слух — что у меня в Праге есть дом. Прага — один из моих любимых городов, и я бы тоже хотел знать, где там у меня недвижимость.

— Когда вы последний раз сбривали усы и можете себя представить без них?

— Давно, мы поженились и года через два я сбрил усы. Жена говорит: «У тебя такая пакостная физиономия без усов». Больше ни разу не сбривал. Я бы и бороду отпустил, но с ней еще хуже. Она бесит и раздражает. И потом она старит, а солидность я весом добрал.

— Вы говорили, что есть любимое место на земле — это остров Шри-Ланка с его религией, умиротворением и природой. Может быть, за это время появилось другое любимое место, где вам также комфортно?

— Все так же Шри-Ланка. Очень экзотичная фантастическая природа и спокойные аристократичные люди. Там действительно отдыхаешь, все на расслабоне: Бог дал банан — съел, завтра он еще где-нибудь упадет.

Физики и лирики

— Какие у вас любимые книги? Что вы сегодня читаете? Предпочитаете бумажные книги или электронные?

— Наверное, фэнтази, фантастика — легкие жанры, что-нибудь про переселенцев, попаданцев. Напрягов и так хватает. «Чужак» Макса Брэнда нравится. Я уже лет 20 художественную литературу читаю только в электронном варианте, мне так удобнее, я привык. Тот, кто не привык к этому, не понимает, чего лишается — у вас вся мировая библиотека в гаджете. И вам не надо тащить с собой тяжелые книги и думать, что с ними потом делать. Сейчас я оставляю бумажные книжки, с которыми у меня связаны детские, юношеские воспоминания. «Кобзарь» на украинском языке, потому что папа украинец, «Волшебник изумрудного города» — только то, что мне было бы интересно перечитывать. Я люблю перечитывать книжки, но по диагонали. Не текст читаю, а вспоминаю настроение. Если ты перечитываешь и у тебя это вызывает какие-то ощущения — классно это почувствовать заново.

— У вас техническое образование, при этом в детстве вы играли на скрипке, окончили музыкальную школу. Так что же вам ближе: физика или лирика?

— Я считаю, все физики могут быть лириками. Но Перельман вряд ли станет лириком, он настолько погрузился в отрасль, что из нее не выходит. Физики и математики – это очень творческие профессии. Любой, кто занимается наукой, прекрасно понимает, что такое муки творчества и то ощущение, когда у вас муза стоит за спиной. У меня было как-то вдохновение, я статью написал за день. Я теперь понимаю Пушкина с его Болдинской осенью. Ученые - такие же творцы, приятно, когда получается формула или статья, или теория.

О двоечниках

— Что вас может рассмешить?

— Вчера принимал экзамен у двоечников – вот от души насмеялся. Каждая встреча с двоечником – это такой анекдот. Думаю, надо перлы записывать. Я по жизни энтузиаст.

— Как давно вы были в театре?

— Сейчас в основном люблю оперы, но недавно был в Москве в театре Сатиры на спектакле «Лес» по Островскому. Я вообще не очень большой театрал, считаю, что театральное искусство всегда с перегибами, актеры всегда переигрывают. Недавно был на спектакле «Дом, который построил Свифт» в театре им. Евгения Вахтангова. Там мужик спрыгнул с третьего этажа — это Аполлон, ему бы в сборную, а не в театре играть. Ходили с женой на моноспектакль, где Нонна Гришаева играет Гурченко — фантастически, просто супер. С женой были в театре им. Евгения Вахтангова на «Мадемуазель Нитуш». Там играет Аронова, я был на этом спектакле лет 15 назад, она там прыгнула и села на шпагат, всех удивила. Приходим, те же артисты, думаю, сядет на шпагат? И вдруг раз — шпагат! Как при такой комплекции, в таком возрасте?!

— Какое желание загадаете под Новый год?

— Всем здоровья. И еще одно актуальное желание — чтобы военная операция закончилась, и страна мирно зажила.

Фото: автора, из архива Б.М.Костишко

Светлана Снежина