Сегодня, 11 ноября, исполнилось 85 лет со дня рождения бывшего губернатора Ульяновской области Юрия Горячева. Он руководил регионом с 1992 по 2001 год. По этому случаю 73online.ru публикует отрывки из материала «Юрий Горячев. Портрет на фоне эпохи» Джангира Мехти-Заде.
«Не надо болтать, это все философия, займитесь делом, работайте».
«...У нас, ульяновцев, яйца большие и красные, а у самарцев - маленькие и белые... куриные».
Из выступления Юрия Горячева на Нижней Террасе перед трудовым коллективом патронного завода
В первый раз я услышал о Горячеве от скоропалительно уходящего на пенсию (в пользу репатриировавшейся из Узбекистана обратно в Ульяновск Розы Мусиной) главного редактора районной газеты «Родина Ильича» Сафронова. Редакция тогда располагалась на улице Гончарова в просторных помещениях напротив ЦУМа, и под разными предлогами годами успешно блокировала все попытки руководства Ульяновского райкома КПСС переместить журналистов поближе к себе, в Ишеевку.
Матерый главред с уважением говорил о Юрии Горячеве (в то время первом секретаре Ульяновского райкома КПСС), вспоминая, как однажды оказался в безвыходном положении и обратился к руководителю района, тот мгновенно все понял и нашел возможность сразу решить проблему. И всегда был рад помочь. Но через какое-то время уже Горячеву понадобилась услуга, а редактор помочь ему никак не мог при всем желании и огорченно вздыхал, рассказывая об этом. В отношении босса появился холодок отчуждения.
Помню, как и все, наверное, что Юрий Фролович всегда с большим уважением относился к журналистам. Пока входишь в его кабинет, закрываешь двери и быстрым шагом направляешься к столу, Горячев успевает преодолеть три четверти расстояния, приветливо улыбается и пожимает руку, широким жестом приглашая присаживаться.
Что же касается с удовольствием вспоминаемой многими цитаты о куриных яйцах, в своих ярких, образных речах на предприятиях, в поездках по районам и совещаниях Юрий Фролович, в порыве заочной полемики с оппонентами, нередко сравнивал птицепром и качество яичной продукции Ульяновской и Самарской областей. Сравнивал динамику развития агропромышленного комплекса, состояние машиностроения, пищевой, легкой и авиационной промышленности, качество социальной политики.
Прошедший советскую аппаратную выучку и школу работы с людьми, Горячев сам был олицетворением народа, словно вышел из самой его гущи. У него не было проблем в общении с сельским людом или городским пролетариатом. А очередное, уже привычное к тому времени сравнение с соседями, видимо, прозвучало на патронном (в те времена машзаводе имени Володарского) не случайно. Руководитель области ухватился за возможность продемонстрировать существенное, по его мнению, преимущество, чем привел в восторг участников профсоюзного собрания. Таких сочных афоризмов у него было много.
Память
Яркая мощная личность, один из самых известных (в стране и за рубежом, особенно благодаря талонной системе) крупных политиков того времени, Горячев многое сделал для региона. Во времена развала страны сплотил область, наладил продовольственное и товарное снабжение, проводил невиданную для тех времен политику социальной поддержки жителей региона.
Строил школы, ремонтировал дороги, создавал предприятия, поддерживал сельское хозяйство и целые отрасли экономики. Так, в разгар царившей в стране разрухи в мае 1994 года лично открывал построенный при его поддержке и оснащенный по последнему слову техники молочный завод. Я тогда работал в «Народной газете» и, стоя плечом к плечу рядом с ним у входа на предприятие, видел, как он радуется новому комбинату, созданию большого количества рабочих мест. В торжественной обстановке перерезая ленточку, Юрий Фролович шутил, что теперь Заволжский район, получив такое предприятие, может объявить себя отдельной республикой.
В то же время, в отличие от своих соседей, более удачливых лоббистов, Горячев хоть и бывал депутатом, сенатором, так и не смог наладить отношения с федеральным центром. Московские чиновники, как правило, регион игнорировали, деньги на программы и проекты уходили к другим. Несмотря на все усилия, при отсутствии федеральной поддержки строительство нового моста через Волгу пришлось законсервировать. Остановился Авиастар, в руки «Северстали» ушел «УАЗ», ульяновский Сбербанк подчинили Самаре, затем была потеряна и кондитерская фабрика «Волжанка», гордость и визитная карточка города. Все это существенно сокращало налогооблагаемую базу, ограничивало ресурс власти.
Но останутся созданный Горячевым госпиталь ветеранов всех войн, останется созданная его характером и волей, его организаторским талантом, областная детская многопрофильная больница. Останется открытая в 2000 году в новом городе средняя школа № 86, как и другие школы, дома культуры, библиотеки, клубы и многое другое, что построил Горячев. Построил вопреки хаосу и разрухе, обрушившимся на страну.
Конечно, несмотря на все достижения, горячевская политика изоляционизма потерпела крах. Нельзя наладить самодостаточную и независимую жизнь в отдельном регионе, особенно, когда все идет через Москву.
Но именно Горячеву мы обязаны тем, что самое трудное время для России прожили в относительном благополучии по сравнению с другими регионами.
Полный текст здесь.
Фото из архивов Областной научной библиотеки им. В.И. Ленина, сети Интернет