Димитровградская прокуратура нашла нарушения в системе социального питания. Часть из них традиционно касается ремонта в образовательных учреждениях, но другая является более принципиальной и связана с введением новых требований СанПиН.

Так, в одной из школ, где работает оператор «Альтернатива», надзором было сделано замечание, что крупы хранятся в неотапливаемых помещениях. По словам руководства компании, несмотря на то, что площади принадлежат непосредственно школе, компания всегда оперативно реагирует на любые замечания, поэтому ситуацию уже исправила и отчиталась в прокуратуру. А вот в детских садах, где работает «Мордовская кейтеринговая компания», нарушения носят более серьёзный характер: отсутствуют специализированные цеха, при этом оператор продолжает работать без них, что напрямую запрещено новыми санитарными правилами. Это, по мнению прокуроров, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, которое нарушает права несовершеннолетних. Фактически до устранения этих нарушений питание должно быть остановлено, чтобы не подвергать детей угрозе заражения.

Решений этой проблемы только две — либо строительство отдельных цехов в школах и детсадах, либо (что более оптимально) переход на полуфабрикаты. У «Альтернативы» есть собственный высокотехнологичный комбинат питания, где производят мясную и овощную продукцию для школ и детских садов. У «Мордовской кейтеринговой компании» такого комбината нет, но компания продолжает работать, нарушая СанПиН.

А вот как намерены исправлять эту ситуацию димитровградские власти, в ведении которых находятся социальные учреждения? По словам начальника городского управления образования Ольги Антиповой, в ближайшее время «запланирован ряд совещаний с администраций по решению проблемы». Что-то ответить конкретно Ольга Викторовна нам не смогла, уточнив, что есть «разные пути решения». Понимание, куда именно двигаться, появится не ранее, чем через неделю.

«Это проблема не только Димитровграда, но и многих муниципалитетов, где школы были построены более 20 лет назад», — уточнила димитровградская чиновница. При этом она пообещала, что требования 47-го ФЗ, по которому власти обязаны закладывать в конкурсную документацию наличие цехов по новому СанПиНу, прописываться обязательно будут.

Напомним, новый СанПиН предусматривает наличие цехового деления и непересекаемость сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Большинство школ и детских садов региона оснащены пищеблоками-доготовочными, где нет отдельных цехов. Такая планировка досталась в наследство от советской системы питания, когда подразумевалось снабжение школ и садов полуфабрикатами из комбинатов питания. В таких пищеблоках нельзя разделывать мясо и рыбу, мыть и чистить грязные овощи – для этих целей должны быть предусмотрены отдельные мясо-рыбные цеха, овощные цеха. Либо второй вариант – строить специальные комбинаты питания.

То, что димитровградская прокуратура обратила внимание на отсутствие цехового деления — лишь первый звоночек. В ближайшее время их будет намного больше. По словам члена Общественной палаты РФ, координатора федерального проекта «За честные продукты», руководителя Комитета объединения потребителей России Александра Бражко, движение прокуратуры и ее позиция своевременны.

— По закону работа по модернизации пищеблоков должна быть произведена до 2023 года. Школы и детсады, где нет технической возможности справиться с этим самостоятельно, должны оперативно, с подачи прокуратуры, подготовить проект, направить его в муниципалитет, получать согласие со стороны субъекта и вступить в соответствующую программу. Цель — за ближайшие полгода-год не только получить дополнительные 5-10 миллионов рублей для проведения комплекса работ, но и качественно подготовиться к этим изменениям. В частности, определить базовые организации, которые будут осуществлять поставки полуфабрикатов, если цеховое деление невозможно, — отметил Александр Бражко.

По словам федерального эксперта, главная цель, которая поставлена президентом РФ — провести серьезную глубокую модернизацию системы питания в школах и, в последующем, в детсадах. Почему государство этим занялось?

— Если вы хотите получить перспективного молодого ученого, его нельзя учить в школе с обшарпанными стенами, мебелью которой уже 50лет, протекающим потолком и плохим питанием. Это целая идеология, — поясняет Александр Бражко. — До 1 сентября прошлого года организация соцпитания находилась в подвешенном состоянии. Теперь необходимые изменения в закон внесены. Обязанность по организации питания возложена на школы, на это выделяются определенные средства. И президент через Генпрокуратуру начинает интересоваться, куда же пошли выделенные деньги, сколько их попало «в тарелку».

Система соцпитания достаточно разнообразная, сложная. Здесь нет единого варианта, идеального для всех. Но есть выбор — либо отдельные цеха, либо работа на качественных полуфабрикатах. Иного для наших детей быть не должно.

Арина Майорова