Прокуратура Лениского района Ульяновска потребовала от мэрии создать санитарно-защитную зону в 500 метров вокруг кладбища «Воскресенский некрополь» по улице Карла Маркса. "Известия" заинтересовались прецедентом и пообщались с экспертами на эту тему. Они отмечают, что соблюдение правил в отношении кладбищ в целом по стране соблюдаются плохо и новые требования к некрополю в центре Ульяновска помешают развитию территории в дальнейшем.

В ходе проверки прокуратура выяснила, что санитарно-защитной зоны у кладбища не было совсем и подобное бездействие нарушало права граждан в части "санитарно-эпидемиологического благополучия". Горожане называют "Воскресенский некрополь" старым кладбищем, ведь считается, что там погребения не производятся, но в областной прокуратуре «Известиям» пояснили, что с 2008 по 2018 года там похоронили несколько священнослужителей, а посему кладбище признано действующим.

Эти захоронения и оказались серьезной проблемой, ведь по нормам СанПиН, некрополь относится к категории кладбищ площадью 20–40 га, поэтому ширина санитарного периметра должна составлять 500 м. Если бы не те несколько последних захоронений за 10 лет, то категория была бы другой - «закрытые кладбища и мемориальные комплексы», — и санитарно-защитная зона здесь уже должна быть всего 50 метров шириной.

Рядом с некрополем уже расположены дома и на них новые правила не повлияют. Через дорогу строится еще один жилой дом и запрещать его возведение тоже никто не планирует, ведь в этой ситуации превалируют права дольщиков, поясняет изданию старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима.

В Роспотребнадзоре «Известиям» пояснили, что не могли запретить строительство дома рядом с кладбищем, так как с 2007 года проекты строительства не согласовываются с ведомством. Президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш замечает, что по идее проект строительства должен был быть остановлен на стадии экспертизы проекта, ведь сложно не заметить факт, возведения здания в санитарно-защитной зоне кладбища. В администрации Ульяновска не согласны с обязательством об определении санитарно-защитной зоны вокруг кладбища совсем и считают его закрытым для новых захоронений на основании решения исполнительного комитета городского совета депутатов трудящихся Ульяновской области от 15 июня 1972 года. Сейчас, как пояснили в мэрии, на решение районного суда направлена апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд.

Представитель профсоюза работников сферы ритуальных услуг Антон Авдеев отмечает, что отныне в ближайших 500 метрах от кладбища не смогут больше строить жилые дома. "С какого-то момента нужно начинать наводить порядок", заявил он.

Эксперты утвердждают, что что законодательство о санитарно-защитных зонах кладбищ в России исполняется с переменным успехом. Ключевой проблемой является тот факт, что далеко не во всех муниципальных образованиях определены границы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, на которых располагаются кладбища. Либо на кадастровый учет поставлены участки, площадь которых значительно меньше фактически занимаемой. В таком случае установить санитарно-защитную зону не получится - неясно, где проходят границы кладбища. Решением этого вопроса должны заниматься местные чиновники.

Дарья Гордеева