Ульяновский путешественник и журналист Даниил Николаев, которого друзья зовут просто Даня, презентовал на родине первую серию проекта «Ленин в Африке». 6-серийный документальный фильм про путешествие по Черному континенту начнут показывать с 9 февраля на канале О2tv. Предпремьерный показ прошел в эту субботу в креативном пространстве «Точка кипения». Редакция 73Online.ru посетила показ и узнала у Николаева о создании фильма, особенностях африканских похорон и о том, как он чуть не погиб от малярии.

В январе 2013 года Даниил Николаев выехал на джипе из Ульяновска. Конечной целью путешествия стал мыс Доброй Надежды. В качестве оператора путешественник пригласил в поездку своего отца. В начале первой серии Даниил рассказывает, что путешествие должно было сблизить его с отцом, с которым он толком не общался несколько лет.

Первая серия «Ленина в Африке» охватила путь по Европе, переправу в африканский порт Танжер и дорогу по Марокко, Западной Сахаре, Мавритании и Сенегалу. Всего ульяновские путешественники побывали в 21 африканской стране. Несмотря на бесконечный песок в кадре, Африка показана в фильме землей контрастов: то жуткой и пугающей, то прекрасной и веселой. Порт Танжер, объявленный нейтральной территорией, кишит мошенниками и беглецами. Марокканская Касабланка предстает не такой романтичной, как в легендарной черно-белой картине 40-х годов. В Касабланке находится мечеть Хасана II с самым высоким минаретом в мире — 210 метров, но главной религией города является торговля, а главным навыком - умение торговаться.

В Сахаре джип Николаева застрял в песках — даже с помощью местных жителей откопать машину удалось лишь за шесть часов. Ровные марокканские дороги в Сахаре сменяются бездорожьем Мавритании. На фоне развитого северного соседа Мавритания выглядит жутко. Здесь сохранилось рабство — каждый десятый житель этой страны невольник. Пугающую Мавританию сменяет Сенегал, где живет дружелюбный народ с самым сексуальным национальным танцем в мире.

Около сорока первых зрителей увидели предмастер — то есть, серию, которую ещё ждут технические доработки. Посмотреть ее пришли бизнесмен и друг путешественника Денис Барышников, ди-джей MegaVolt (Евгений Мулянов), советник губернатора по вопросам цифрового развития Вадим Павлов, бизнесвумен, руководитель проекта «Своя ферма» Дарья Волкова, а также медиаменеджер Владислав Советкин. Последний, кстати, тоже ездил в Африку и несколько дней провел на Черном континенте вместе с Даней в поисках джипа «Ленин». Но затем пришлось вернуться – «забастовали» близкие. Была на показе и мама Даниила - экс-руководитель пресс-службы губернатора Владимира Шаманова, ныне сотрудница местного поздразделения «Газпрома».

Первая серия заканчивается на границе с Гвинеей. Уже сейчас Даниил Николаев планирует второй сезон проекта. Съемки стартуют в июне. Сам путешественник будет и оператором, и водителем, а ведущей фильма станет неназванная блондинка. Кастинг пока не завершен.

После показа Даниил Николаев согласился ответить на несколько вопросов 73online.ru.

- В начале фильма вы говорите, что путешествие было возможностью сблизиться с отцом. В итоге это произошло?

- Да, конечно. История была такая — в 2000 году я уехал в Москву, уже не жил с семьей, а родители разошлись. У них были на то свои причины, но у меня была обида на отца. На этой почве мы давно не общались. Когда встал вопрос об операторе, я обошел большое количество своих друзей с телеканалов. Когда они узнали, что экспедиция на 5 месяцев, они сказали: «Ты что дурак? Мы даже на три ни за какие деньги не поедем». А мой отец закончил Ленинградский институт культуры, он режиссер по образованию. Я предложил ему, и он не отказался. Я подумал, что будет классно спустя такое количество лет побыть с ним вместе, поговорить обо всем. Теперь у нас прекрасные отношения.

- С чем был связан долгий период работы над фильмом?

- Изначально я поехал под канал «Моя планета». В 2014 году меня арестовали в Зимбабве и посадили в тюрьму. Оттуда депортировали. Машина осталась там, и я три года не мог ее забрать. Эта пауза все растянула. А ещё резко вырос курс доллара, а именно в долларах был контракт с каналом. Мы поняли, что ни я, ни канал не могут выполнить условия договора. По обоюдному согласию мы контракт прекратили.

Экспедицию я закончил в ноябре 2017 года — доехал до мыса Доброй Надежды. Летом следующего года мои друзья запустили канал О2tv.

Путешественник Даниил Николаев и девушки после показа фильма

- Что вас больше всего поразило в Африке?

- Таких впечатления много. Конечно, водопад Виктория — одно из чудес света. Все про него читали, но когда видишь в живую — это другие ощущения. Поразило малярией болеть — я три раза болел. Ты понимаешь, что реально можешь загнуться. Меня поразило, что в Африке живут очень добрые, открытые люди. Очень неиспорченные, искренние. Наверное, такие же живут у нас в Сибири в деревушках. Они тебя приютят, накормят, напоят, абсолютно не враждебные. Люди с богатым внутренним миром. Поразил мыс Доброй Надежды. Сложно сказать о чем-то одном.

- Какой момент путешествия был самым страшным, и когда вы опасались за свою жизнь?

- Таких моментов много было. Страшно было, когда в Конго сломалась машина, и я заболел малярией среди джунглей. И у меня не было таблеток. Я как раз прилетел из России, но забыл их купить. Вот тогда был испуг. Испуг был, когда меня кобра укусила. Я просто не сразу понял, что это кобра. Я думал, что это мамба. Если кусает мамба, то у тебя есть 15 минут. С коброй попроще — там двое суток. Мне оперативно оказали медицинскую помощь. Ну, и было страшно, когда с отцом нас взяли в плен в Конго. Но я там больше за отца переживал.

Я проще воспринимал там экстренные ситуации и решал их по ходу дела. Порой сам себе удивлялся. В России я бы по другому поступил где-то.

- Как в итоге удалось малярию победить?

- По спутниковому телефону я позвонил своему другу. Он попытался до меня доехать. Потом мне рассказывали, что я две недели лежал в своей палатке, я ничего не помнил. Меня нашил местные жители. Они сбегали и нашли ветеринара — доктора Вареса. У него ферма в десяти километрах. Он прибежал и начал делать мне уколы. Он периодически звонит моей маме. Я побывал у доктора Вареса на свадьбе, мы стали лучшими друзьями.

- Насколько свадьба в Конго похожа на свадьбу в России?

- Кроме костюма жениха и платья невесты больше ничего похожего. Это очень круто. Это реальный ритуал. Это обряды, которые мы утратили. Я такие на Украине встречал. А в Африке я ещё был на двух похоронах. Похороны там очень веселые. Я пришел и не мог понять, думал, что это дискотека. Я спрашиваю: “Что за чувак сидит во главе стола? Почему все здороваются с ним, а он не реагирует?». А это и есть покойник. Это называется last party – последняя вечеринка. Покойника сажают во главу стола, и все с ним чокаются, выпивают, вспоминают.

- А покойника как хоронят?

- По-разному. Который сидит, его потом кладут в гроб и закапывают. В основном стараются кремировать. В одной конголезской деревне трупы просто скидывают в яму как в туалет. Туда же, где трупы лежат, сливают помои.

- Насколько дорого путешествовать?

- Я все деньги вкладываю сам. Канал окупает затраты, но первоначальные деньги вкладываются человеком, который это делает. Это стоит дорого.

- Примерно сколько?

- Ну, это дороже чем двухкомнатная квартира в Москве.

В планах у Даниила Николаева доехать на «буханке» до Южного полюса.

Артем Горбунов