Владелец нескольких объектов культурного наследия, бизнесмен Эдуард Шабалин рассказал 73online.ru, что работа некоторых ресторанов и гостиницы может быть под угрозой из-за близкого расположения к социальным объектам. Под удар могут попасть заведения Елены Ежовой, Алексея Кравченко и других известных рестораторов. С разрешения Шабалина, редакция публикует его реплику по этому вопросу.

— Распоряжение мэра Ульяновска оставило половину городских ресторанов, кафе и супермаркетов без лицензии на алкоголь. В очередной раз столкнулся с юридическим казусом в Ульяновске, который вызвал необходимость скорейшего заявления своей позиции, привлечения внимания бизнес-сообщества, областных и городских чиновников с целью оперативного решения проблемы, возникшей по причине забюрократизованности и поверхностного отношения при рассмотрении как местных, так и областных законов и подзаконных актов. Но все по порядку.

Пару лет назад с легкой руки депутата регионального Законодательного собрания Василия Гвоздева в городе началась очередная непримиримая борьба с рюмочными и наливайками в жилых домах, рядом с детскими школьными и дошкольными учреждениями, учебными заведениями среднего и высшего образования, медицинскими учреждениями, учреждениями спорта и культуры, аэропортами, вокзалами и т. д. Страдающие алкозависимостью граждане мешали спокойной жизни горожан, гадили в подъездах, нарушали общественный порядок и все такое. И все вроде бы правильно и закономерно. Но решение, что не удивительно, как всегда, сформировалось однобоко, в виде ограничительных и запретительных мер, в том числе и в отношении легального, много лет работающего бизнеса.

Еще в 90-е годы федеральное законодательство передало на уровень субъектов федерации и муниципальных образований возможность самостоятельно устанавливать те или иные ограничения в вопросе механизмов реализации алкогольной продукции на местных уровнях. Обновленное Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2020 года № 2220 гласит: «Границы прилегающих территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом требований настоящих правил и результатов общественного обсуждения». Этот закон был реализован властями Ульяновска путем буквального введения норм по удаленности измеряемого в метрах одного объекта от другого. Пример: от точки по реализации алкоголя, неважно, что это супермаркет или точка общепита с реализацией алкоголя, должно быть определенное количество метров до «запретного» объекта. В случае с Ульяновской властью определили удаленность не менее 50 метров от двери до двери по пешеходному переходу в случае с детскими, учебными и лечебными учреждениями, а также культуры и спорта, не менее 25 метров от аэропорта или вокзала. Все учреждения, реализующие алкогольную продукцию, что не подходят под указанные условия по удаленности, лишаются действующих алкогольных лицензий с момента окончания ее срока действия. Новая лицензия не выдается. Учреждениям надо закрываться и искать себе новое место дислокации.

Распоряжение мэра вышло быстро, без необходимых по Закону обсуждений, консультаций и общественных слушаний. Либо они были крайне кулуарными. Все получилось, как всегда. Начали бороться с рюмочными и наливайками, а побороли в итоге всех сразу. Сначала, как это обычно бывает, никто особо не обратил на это внимания, и появление нового распоряжения не заметил. У всех на руках были действующие лицензии. По сложившейся в последние годы практике, органы исполнительной, власти с одной стороны и предпринимательское сообщество с жителями города с другой стороны живут в пространстве сами по себе, в отрыве друг от друга. Решения властями принимаются тихо и незаметно. Особо никто ни с кем не советуется и не обсуждает. Всех ставят перед фактом свершившихся событий. И вот началось. Стали истекать сроки лицензий у организаций. Предприниматели пошли в Министерство экономического развития (именно это ведомство занимается лицензированием реализации алкогольной продукции), а им начали массово отказывать. По новому местному закону лицензий лишается чуть ли не половина ресторанов и кафе в центральной, исторической, части города и очень многие в районах. Самые наглядные примеры точек общепита, которые попадают под ограничения:

  • ул. Дворцовая д. 9. Корпус юридического факультета УлГУ. На первом этаже всем известный ресторан «Хмели-Картвели» Елены Ежовой. Лицензия в настоящий момент не выдается.
  • Центральный отель города «Рэдиссон», что на Гончарова д. 25. В соседнем торговом центре «Паллада», Гончарова, 27 — медицинский центр. Расстояние менее 30 метров. Перспектив продления алкогольной лицензии для центрального отеля Ульяновска — нет.
  • ул. Минаева д. 15. Ресторан «Мируки» (компания «Кравченко-групп»). В 40 метрах стоматологический кабинет. Перспективы продления лицензии нет.
  • ул. Гончарова д. 17. Ресторан «Пещера». В пяти метрах дверь медицинского центра «Invitro». Лицензия продлена не будет.
  • ресторан «Обломов», ул. Спасская 19/9 (Гостиница «Венец»). В 40 метрах оказывающий медицинские услуги салон «Эланда». Заведение лицензию на алкоголь не продлит.

И таких примеров бесчисленное множество. К примеру, завтра в здании по адресу ул. Гончарова д. 30 (в народе известный, как «Баскин Роббинс»), открывается стоматологический кабинет с одним работающим специалистом, и все функционирующие в здании многочисленные рестораны и кафе — «Кавказская пленница», «Купола» и другие теряют лицензии.

При таких условиях в центральной части Ульяновска без лицензий на алкоголь останутся практически все заведения общепита и розничные магазины. Кажется, глупость? Абсурд? Связавшись с региональным Минэкономразвития я убедился, что это так. Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что получить лицензию на точку по реализации алкоголя по действующему распоряжению города невозможно, если на установленном ограничениями расстоянии находится лечебное, учебное, дошкольное заведение. Но при ситуации наоборот, когда в здании работают, порой по много лет, точки по реализации алкоголя — розничный продуктовый магазин, точки общепита, то медицинские и образовательные лицензии выдаются безо всяких проблем и ограничений. Лечебные и учебные заведения открываются сразу и без промедлений. Но после этого все, кто работал с алкоголем на этой территории десятилетиями в рознице и общепите, теряют возможность продления лицензии на продажу алкогольной продукции и должны банально прекратить свою деятельность. Эту ситуацию даже сложно выразить словами. Это что за форма дискриминации одного вида бизнеса за счет другого? То есть обеспечивая условия одним, это распоряжение уничтожает других. Ситуацию иначе чем абсурдной не назовешь.

Разговаривая с владельцами бизнеса в сегменте общепита, каких только новаторских идей по спасению бизнеса не пришлось выслушать. Это и пробковый сбор с клиентов, и «типа курьерская» доставка алкоголя под заказ, и просто нелегальная продажа спиртного по форме — «Ничего не знаю! Принесли с собой». А еще вот такое гениальное предложение: «Сделаем вход со двора (другой улицы, подворотни)» и т. д. и т. п. Откровенная дикость из «90-х». Так и хочется сказать: «Господа чиновники, кого мы собрались смешить? Перед кем позориться?»

Двигаясь в направлении совершенствования в обслуживании клиентов, заявляя о приросте туристического потока в городе и области, создания благоприятной гостевой среды и т. д. и т. п., мы катимся в преисподнюю первобытного хаоса нелегальной торговли «из-под полы»! Без комментариев.

Хочется надеяться, что вышедшее Распоряжение — это не более чем поспешность и досадная ошибка, вызванная недооценкой ситуации, непроработкой вопроса. И, наверное, желанием сделать как лучше.

Никаких сомнений, что проблема должна решаться муниципалитетом оперативно и четко, без доведения до общественных волнений в бизнесе и потребительском сообществе, а также откровенной дискредитации региона в глазах многочисленных гостей и туристов. О потерянных налогах и прочих вытекающих последствиях — даже не говорим. Удивляет в этой ситуации другое: а где были сорок городских депутатов, в прямые функции которых входит обеспечение законности и порядка, в первую очередь в действиях мэра, которого они же, депутаты и утверждают, а значит, несут за его действия всю ответственность. Где соблюдение паритета интересов жителей города, представителей бизнеса? В конце концов, где простая логика и здравый смысл в работе муниципалитета? Протирать годами штаны на депутатских табуретках — невелика задача.

Каким образом видится решение проблемы: необходимо взять за основу опыт многих регионов и крупных городов в Российской Федерации, где в Постановлении главы города выделяется историко-туристическая зона, с четким указанием улиц и границ, где эти ограничения по реализации спиртного не действуют в полном объеме. Это историческая и культурная территория в городе с максимальными туристическими, гостевыми потоками, заполненная ресторанами, кафе, клубами и т. д.

В Ульяновске, на мой взгляд, эта историческая территория должна быть определена в границах: с Востока — рекой Волга; с Запада — рекой Свияга; с Юга — улицей Минаева (обе стороны); с Севера — улицами Рылеева, Орлова, Верхнеполевой, Карла Маркса. Эта территория максимально заполнена отелями, ресторанами, зонами для отдыха туристов и гостей города. Именно историческая часть города является центром притяжения всех туристических потоков. Бьемся за туристический бум, а сами создаем для туристов искусственные препятствия для комфортного пребывания.

Следующее: безусловно, что ограничения по удаленности объектов при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии должны касаться исключительно вновь выдаваемых лицензий, для вновь открываемых учреждений на любой территории, кроме исторической, разумеется.

Все ранее выданные лицензии уже работающим учреждениям должны продлеваться без каких-либо ограничений по запросу оператора бизнеса до момента естественного прекращения хозяйственной деятельности этим оператором.

Кроме того, даже если какое-то время оператор не осуществлял своей уставной деятельности, в том числе в части реализации алкоголя, например, по причине реконструкции и ремонта помещения, перерегистрации юридического лица, то лицензия ему также должна продлеваться безо всяких осложнений как заведению много лет ранее работавшему на этом месте.

Например, закрылся на год на реконструкцию ресторан, отработавший на этом месте много лет, а открывается через год уже под другим юридическим лицом. В этом случае ему должна выдаваться лицензия безо всяких проблем. То же самое касается и магазинов, работающих в розницу, супермаркетов. Кроме того, необходимо четко разграничивать категории лечебных, учебных и прочих ограничительных заведений. Одно дело, когда речь идет о детском садике, детской областной клинической больнице, общеобразовательной школе, подъезде жилого дома, и совсем другое, когда в реестр учреждений, ограничивающих работу иных форм бизнеса, попадают все учреждения, оказывающие медицинские или образовательные услуги без разбора. Например, центры по забору анализов или стоматологические кабинеты, косметологические салоны с медицинскими услугами, работающие по медицинским лицензиям — и де-юре являющиеся медицинскими учреждениям — открываются по всему городу без счета, как «грибы после дождя» во всех торговых и бизнес-центрах.

И контингент посетителей там отнюдь не тот, что нуждается в каких-либо ограничениях. Это тоже надо объективно понимать и учитывать. Нельзя всех мерить одним аршином и подводить под одни запреты и ограничения.