Легендарный тренер, наставник Владимира Минеева Евгений Головихин недавно побывал на встрече с губернатором Алексеем Русских и озвучил несколько проблемных моментов, касающихся его работы. Часть из них уже снялись — спортсменам пообещали предоставить форму с логотипом Ульяновской области, чтобы все знали, какой регион они представляют на всероссийских соревнованиях. Однако другие трудности остались — они в основном касаются отношений с министерством спорта. Головихин рассказал 73online, чего именно ему не хватает для максимально эффективной работы.

В этом году главная гордость Головихина — две золотые медали на чемпионате России по тхэквондо: отличились его воспитанники Владимир Феофанов и Матвей Фефелов. Евгений Васильевич тренирует как здоровых ребят, так и детей-инвалидов.

— Когда в регионе есть спортсмены уровня первых номеров сборных и у них появляется возможность представлять страну на официальных соревнованиях — чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх — это достояние страны и региона. И, на мой взгляд, одна из задач подведомственных спорту учреждений — создать оптимальные условия для подготовки и участия в этих социально важных проектах, — говорит Головихин.

По его словам, в нашем регионе не выстроена система работы с тренерами: «Возможно, она и есть, но это очень засекречено, я об этом ничего не знаю». Что он имеет в виду? В других регионах (в частности, Югре, где Евгений Головихин проработал 12 лет и сейчас, параллельно работе в Ульяновске, остается тренером «Центра адаптивного спорта» Ханты-Мансийского автономного округа) при подготовке к паралимпийским играм всех причастных собирали на зум-совещания.

— Это были представители не только спортивных учреждений, но и тех, кто обеспечивает материально-техническую базу. У нас спрашивали: что нужно для того, чтобы подготовить спортсменов? Я отвечал: тренажерный зал, бассейн, сауна, стадион. И мне уже через полчаса перезванивали руководители этих объектов, мы договаривались об удобном времени для занятий. У нас я с таким не сталкивался ни разу. Мне хочется, чтобы министр и его заместители, тренеры, спортсмены, команды, которые готовятся выступать за Ульяновскую область, собирались и осуждали вопрос: что нам нужно для победы, чем можно помочь. Это профессиональный подход, который дает результаты, — поясняет Головихин.

Евгений Головихин и его воспитанник Андрей Загорулько, бронзовый призер международных соревнований по тхэквондо Russian Open

По словам тренера, в Ульяновске доходит до того, что его подопечные (в том числе, инвалиды) вынуждены сами оплачивать походы в бассейн — занятия в нем являются важной частью тренировочного процесса. И здесь тренер видит недоработку властей.

— Эта плата зависит от руководителей муниципальных учреждений: хочу — беру плату, хочу — не беру. От нас требуют предоставить соответствующие письма. Но это должно делаться системно: спускаться сверху, из города или области — распоряжением, приказом, положением. У нас членов сборной команды Ульяновской области всего три-четыре человека. Можно предоставить им возможность заниматься бесплатно. Пока же мы решаем вопрос либо за счет родителей, либо за счет самих спортсменов. У нас не спрашивают, что именно нам надо, — констатирует тренер.

Он уточняет: подготовка спортсмена — это длительный непрерывный процесс. Для того, как выйти на определенный уровень, нужно потратить десять лет жизни. А потом начинается «доводка» мастерства. Для этого нужны определенные условия. И не только бассейн, а еще и специализированный зал.

— Мне предлагают взять зал — два часа в неделю. Но моя система предполагает совершенно другой подход: работать столько, сколько нужно. Иногда и в пять утра, и не по 45 минут, а по три часа. И я могу все эти часы обосновать с научной точки зрения, рассказать о программе, которая связана с адаптацией организма к спортивным нагрузкам, пояснить с позиции физиологии, анатомии. Тренируя по стандарту, я не смогу вывести спортсмена на высокие результаты. Если бы мне дали зал, я бы оборудовал его под наши нужды. Пока же мы и тут обходимся своими средствами. Но когда инвалиды оплачивают аренду зала из своего кармана, это как-то… своеобразно, — считает Головихин.

С минспорта у тренера коммуникации сейчас потеряны: он говорит, что обращался в ведомство еще год назад, министр Рамиль Егоров пообещал вопрос решить. Но воз и ныне там. Почему? Вопрос, на который пока никто не дал ответа.

— Я никого не критикую, но факт есть факт: когда я задаю вопросы, люди начинают обижаться. Я хочу не присутствовать в зале, как делают многие тренеры, а работать, — резюмирует Головихин.

Комментарий министра спорта на момент публикации получить не удалось.

Справка 73online

Евгений Головихин — мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, первый тренер Владимира Минеева, профессор, доктор педагогических наук (защитил ученую степень по специальности «теория и методика профессионального образования» в Высшей международной аттестационной комиссии).

Был победителем чемпионата мира, РФ, СССР, РСФСР. Побеждал и занимал призовые места на турнирах по каратэ в Испании, Дании, Англии, Германии, Франции. В 1996, 1997, 1998, 2000 и 2001 годах организовывал спортивные международные турниры по каратэ.

С 2003 года Евгений Головихин воспитал 20 чемпионов мира по кикбоксингу и каратэ, пять спортсменов стали обладателями кубка мира по кикбоксингу. Среди тех, кого тренировал Евгений Головихин, 40 мастеров спорта, 12 мастеров спорта международного класса, восемь чемпионов России по кикбоксингу.

Автор более 68 научных работ в области единоборств. Разработал 16 образовательных программ для тхэквондо, каратэ, кикбоксинга, тайского бокса и боевого самбо, издал две монографии, три учебно-методических пособия, учебник, внедрял новые образовательные технологии при использовании спортивных специализаций в системе высшего и среднего образования РФ. Научные внедрения — Франция, Дания, Германия, Литва, Латвия, Грузия, Молдавия, а также все регионы РФ.

Награжден медалью «За отвагу» (в 1987 году защитил подростков от разбойного нападения, был ранен).

Фото: страница Евгения Головихина ВКонтакте.

Виктория Чернышева