Российские прокатчики на фоне западных санкций столкнулись с недостатком зарубежных фильмов. Из-за этого трафик кинотеатров снизился на 60-70%. Эксперты говорят о постепенном их закрытии по всей стране. Ульяновские кинотеатры терпят серьезные убытки и просят помощи у властей. О том, с какими трудностями столкнулись участники рынка, какой репертуар предлагают зрителям и что ждет отрасль — в материале 73online.ru.
Отток посетителей и падение доходов
Сегодня отток зрителей в российских кинотеатрах составляет порядка 60—70%. Такие данные приводит член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Павел Поникаровский. По его словам, такие же потери несут кинотеатры и по выручке.
Еще в апреле 2022 года АВК заявила, что события февраля и марта «драматическим образом изменили ситуацию российского кинопроката». Падение показателей марта 2022 года к марту 2021-го составило 44% по сборам и 49% по зрителям, а к марту 2019-го — 54% и 59% соответственно, говорилось в сообщении АВК.
Причин несколько. С одной стороны, кинотеатры так и не смогли полноценно восстановиться после пандемии, когда показатель заполняемости залов упал до критической отметки. С другой — после того как, зарубежные студии (Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount, Universal) объявили о приостановке работы с российскими прокатчиками, последние столкнулись с огромной нехваткой репертуара. Люди престали ходить в кино просто потому, что там нечего смотреть.
— Большинство кинотеатров работают в убыток. С января по май закрылись около сотни. Всего их насчитывалось 2178. И это только начало. Есть кинотеатры, которые функционируют, но некоторые их залы закрыты. Статистика на 15 мая показывает, что около 35% залов не работает, — приводит цифры Павел Поникаровский.
В Ульяновской области ситуация мало отличается от общероссийской. По словам исполнительного директора кинотеатра «Луна» Натальи Багишевой, так сложно не было даже во время пандемии, и убытки, которые несет компания, огромны.
— На время пандемии мы брали льготные кредиты. Плюс платим большие налоги. Сейчас выручки практически нет. Люди идут мимо бара, приходят только посмотреть фильм. Могу сказать и от себя, и от наших коллег («Синема парк», «Матрица»), что ситуация в отрасли крайне тяжелая. Я очень переживаю за наш кинотеатр, — рассказывает Багишева.
В марте кинотеатр сокращал количество сеансов, сейчас вернул прежний график, поскольку «в период детских каникул ограничивать показ фильмов невыгодно».
В кинотеатре «Крылья» также говорят о небывалом оттоке клиентов. «На сеанс приходят 2-3 человека при 560 местах», — сетует управляющая киноконцертным залом Инна Володкович.
— Даже на те зарубежные фильмы, которые ранее были расписаны, зрители билеты не покупают. Ситуацию усугубляет наше расположение, можно сказать, на окраине (ул. 40-летия Победы — прим.) и летний сезон — люди разъехались по дачам. Обычно самый хороший трафик на новогодних праздниках, — говорит Володкович.
При этом она отмечает, что отток посетителей — не единственная проблема, с которой столкнулся кинотеатр. В разгар пандемии он долго пробыл в простое, но аренду с заведения требуют в полном объеме.
— У нас большая задолженность по аренде еще с коронавирусных ограничений. А мы должны с каждого фильма отдать 50% прокатчику, с оставшегося заплатить работникам и за аренду. Плюс прочие расходы на закупки. Например, новая лампа стоит больше 100 тысяч рублей и работает 2-3 месяца. Никакой поддержки от администрации, насколько я знаю, нам не поступает. Никто ничего не компенсирует. Да, существует отсрочка. Но если мы в этом месяце не можем заплатить, то как рассчитываться за остальное время? По оплате фильмов у нас тоже долги, — делится Володкович.
Позитивнее настроено руководство кинозала «Люмьер». Он работает в прежнем режиме и не наблюдает серьезного оттока зрителей.
— Среди нашей постоянной аудитории много семей с детьми, и они не перестали ходить в кино, — поясняет директор Сергей Братищев.
На российское кино идут неохотно
Сейчас в кинотеатрах идут в основном российские фильмы, замещая зарубежные. Но, как рассказывает исполнительный директор «Луны» Наталья Багишева, на отечественное кино люди не идут: «Эти картины не оправдывают ожидания. Охотно люди шли только на блокбастеры».
— «Выстреливали» 1-2 российских фильма в год, на них был неплохой трафик. Но сейчас мало кто идет. Фильмы хорошие, но зрителей практически нет, — рассказывает исполнительный директор ООО «Матрица кино Ульяновск» Ольга Скрябина.
Объемы отечественного производства также не позволяют в краткосрочной перспективе заменить резко ушедших с рынка западных коллег, говорят в Ассоциации владельцев кинотеатров.
Ряд экспертов, напротив, считают, что переход на отечественное кино — это новые возможности. Сергей Братищев отмечает: «Радует, что становится больше хорошей отечественной анимации, фильмов для семейного просмотра. На мой взгляд, ситуация далека от критичной, скорее, это ситуация новых возможностей. Кинопроизводители создают собственный качественный контент, а кинопрокатчики знакомят с ним зрителей».
Реклама низкого уровня
Участники рынка сходятся во мнении, что одной из проблем отечественного кинематографа является отсутствие качественного и эффективного продвижения продукции. Почти все кинотеатры заявляют о недостатке хорошей рекламы.
— Как люди должны узнать, что фильм хороший? Хотя бы по телевизору рассказывали, пока там такого мало, — рассказывает Ольга Скрябина.
В кинотеатре «Крылья» согласны с мнением о плохом пиаре российского кино. «Пока открытое письмо о выходе фильма «Легенда №17» в школу ни написала, никто и не знал, что картина очень интересная. Потом от учителей слушала благодарности, что заманила на сеанс», — рассказывает Володкович.
Она надеется, что кто-то из производителей — продюсерских компаний начнет рассказывать зрителям про интересные отечественные фильмы, продвигать их в массы. Сейчас на продвижении экономят.
— Если я начну тратиться на телевизионную рекламу, то точно разорюсь. Даже чтобы напечатать плакаты (нам не присылают на все фильмы), требуется потратить 500 рублей на один лист. Раньше присылали флаеры, но этого нет давно. Экономят на всем. Не могу заказать баннеры, поскольку один стоит больше пяти тысяч, — объясняет Володкович.
Просят поддержать
Правительство РФ отказало кинотеатрам в предоставлении субсидии, запрошенной ими в размере 6,5 млрд рублей. Об этом сообщал «Интерфаксу» член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев.
Наталья Багишева считает, что если государство не начнет помогать кинотеатрам, отрасли придет конец. «Мы писали письма в правительство Ульяновской области, в Ассоциацию кинотеатров, но пока поддержки нет никакой», — говорит исполнительный директор кинотеатра «Луна».
Инна Володкович тоже переживает за свой кинотеатр «Крылья», поскольку это едва ли не единственное подобное место в Заволжье: «Я очень надеюсь, что администрация поддержит кинотеатр».
В АВК над проблемами отрасли сейчас работают совместно с министерством культуры, другими ведомствами и организациями.
— Есть понимание, что надо решать проблемы кинотеатров. Китайские и индийские фильмы не помогут. Коллеги из Госдумы предложили так называемое бездоговорное управление правами. То есть показывать тот же американский контент, но без прямых договоров со студиями, при этом отчисляя им их прокатную плату через определенную структуру. По некоторым оценкам, зарубежные производители решили покинуть Россию как минимум на 5 лет. Конечно, мы надеемся на наш отечественный контент, который профинасировали в этом году вдвое больше, — рассказывает Поникаровский.
Фото на главной: ru.freepik.com