73online.ru начинает новую рубрику выходного дня - мы пройдём по лучшим музеям Ульяновска и расскажем историю пяти самых любопытных экспонатов. Всё, что вы увидите на фотографиях, в любой день можно увидеть своими глазами.

Прежде чем показать коллекцию, директор Елена Ромашкова рассказала об истории Музея гражданской авиации:

- Наш музей существует с 1983 года, в следующем году нам исполнится 40 лет. Он был создан по приказу министра гражданской авиации Бориса Павловича Бугаева, имя которого сейчас носит Ульяновский Институт гражданской авиации. Наш музей является структурным подразделением института. Здесь на территории 18 гектар сосредоточено 39 экспонатов. Из них 11 бортов являются памятниками науки и техники, то есть их нельзя утилизировать,уничтожать - они являются национальным достоянием нашей страны. Практически все самолёты самостоятельно прилетели в наш аэропорт, а потом уже тягачами доставлялись на место хранения в музей.

Экспонат с удивительной историей

Ту-114 - первый в мире дальнемагистральный турбовинтовой самолёт. Первый полёт был совершён в 1957 году. На Ту-114 было поставлено 32 мировых рекорда.

Самолёт уникальный - четыре огромных двигателя, каждый мощностью 15 тысяч лошадиных сил, вращали соосные винты в противоположные стороны. Это видно по фольге, которая прикреплена на краешке лопастей: четыре лопасти движутся по часовой стрелке, четыре против. Это создавало мощную тягу и самолёт развивал высокую по тем временам скорость в 850 км/ч. Но это же уникальное техническое решение создавало и главную проблему самолёта - он был шумный. Был изготовлен 31 самолёт, на сегодняшний день сохранилось только 3.

Самолёт большой, почти 4,5 метров- диаметр фюзеляжа, мог вместить 220 человек. Двухпалубный, внизу находились не только багаж, но и кухня, а в штате некоторых таких самолётов числился повар. В некоторых самолётах были спальные купейные места.

Раньше всех, конечно, такие большие и комфортные машины освоила советская элита. Генсек Никита Хрущёв в 1959 году прилетел на Ту-114 в США. Когда он приземлился в Вашингтоне, его встречал президент Эйзенхауэр. Исторический момент - первое прибытие советского лидера на американскую землю. И вдруг случился казус: не могут найти трап к самолёту. Высота от двери до земли 6 метров, американцы подогнали несколько лестниц - не подходят, в США тогда не было таких высоких самолётов. Пришлось подогнать пожарную машину и Хрущёв высаживался на американскую землю вопреки всем дипломатическим протоколам: задом к встречающей стороне, к президенту США.

Самый недооценённый экспонат

Ту-104 - самолёт известный и распространённый, поэтому многие посетители музея быстро проходят мимо него. А ведь это был первый реактивный самолёт в нашей стране. Он полностью изменил всю советскую авиаотрасль: по-новому начали строить аэродромы, взлётные полосы, ангары. Всё то, что сейчас представляем при слове авиация, началось с этого самолёта.

Ту-104, стоящий в Музее гражданской авиации, уникален тем, что один из немногих имеет внутри VIP-компоновку. Для его 70 пассажиров были созданы мини-салоны, где стоят мягкие кресла и журнальные столики. В разработке этих интерьеров принимала участие Юлия Туполева, жена главного конструктора, Андрея Туполева. Она придумала стелить на столиках скатерти из вологодских кружев.

Конечно, эта красота также прежде всего предназначалась элите. Стоящая в музее машина возила командование Северного военно-морского флота.

Первый полёт на этом самолёте 17 сентября 1955 года совершил уроженец нашего края, города Инза лётчик-испытатель Юрий Алашеев.

Самый интересный экспонат

АНТ-4 - первенец тяжёлой отечественной авиации. Первый в мире двухмоторный серийный цельнометаллический бомбардировщик. Первый полёт состоялся в 1925 году. Самолёты тогда строили из дерева, а Туполев предложил построить самолёт из дюралюминия, который тогда назывался кольчуга-алюминий, потому что производился в посёлке Кольчугино во Владимирской области. Назвал его собственными инициалами - АНТ, только после 1942 года он стал называть свои машины Ту, когда все советские конструкторы начали называть свои машину двумя буквами.

Середина двадцатых - время господства в воздухе бипланов и трипланов, многие тогда вообще сомневались в перспективах монопланов, которые сильно уступали им по манёвренности. Но Туполев настоял, что несущая поверхность должна быть одна - монокрыло. Когда выяснилось, что монопланы значительно превосходят в горизонтальной скорости и двух и трёхкрылые самолёты, на них постепенно перешла вся мировая авиация. В 1929 году АНТ-4 приземлились в Нью-Йорке, пролетев 21 тысячу километров, из них 8 тысяч над водой. Бипланы на такое были неспособны.

Экземпляру в музее гражданской авиации в этом году исполнится 97 лет, его яркая окраска - историческая, такие цвета были выбраны, чтобы самолёт было легче найти, если он совершит вынужденную посадку в снегах. Это единственный оставшийся в мире АНТ-4. Именно на нём 7 лётчиков под руководством Анатолия Ляпидевского 5 марта 1934 года вывезли первых 11 полярников с парохода “Челюскин”, который пытался пройти весь Северный морской путь за одну навигацию, но был затёрт льдами и затонул. Все семь лётчиков экипажа Ляпидевского первыми в истории были награждены званием Героя Советского Союза. Ими, действительно, был совершён выдающийся подвиг: топливо в баках замерзало во время полёта, самолёт сажали прямо на льды, ища в них ровные площадки, которые называли аэродромами, эвакуировали они людей истощённых и больных… Сталин подписал приказ о награждении на следующий день после того как АНТ-4 долетел до большой земли.

В Музей гражданской авиации АНТ-4 в 1986 году приплыл на барже по Волге. В 1944 году этот самолёт летел из одного сибирского города в другой и лётчики из-за низкой облачности сбились с курса. Пришлось садиться на лёд озера. Посадка была неудачной, нос самолёта врезался в крутой берег и практически отломился. Людей через два дня спасли, а сам самолёт оставили лежать на том берегу почти 40 лет. В 1983 году энтузиасты и журналисты из газеты “Воздушный транспорт” организовали специальную экспедицию, нашли самолёт, подняли, на Ил-76 доставили в Выборг, где курсанты его отреставрировали. Из Выборга водным путём был доставлен в Ульяновск.

Самый ценный экспонат

Ту-144, который в Музее гражданской авиации называют бриллиантом в своей коллекции. Первый в мире сверхзвуковой самолёт. Максимальные показатели: скорость - 2500 км/ч, высота - 20 тысяч метров, это почти космос, стратосфера. Всего было сделано 16 таких самолётов, сохранилось 7. Только 2 машины были пассажирскими, остальные испытательными. Представленный в Музее авиации борт летал по маршруту Москва-Алма-Ата, преодолевая 3 тысячи километров за два часа.

Однако использовались эти самолёты как пассажирские недолго, всего лишь полгода, с ноября 1977 года по май 1978 года. Главная причина - нерентабельность. В этот самолёт надо залить 98 тонн топлива, что было почти в два раза больше, чем в другие машины того времени. И это только в один конец. Даже высокая цена билетов (68 рублей) такие расходы не покрывала. Вы можете видеть, что иллюминаторы самолёта жёлтого цвета - это советские разработчики внесли в состав стекла наночастицы золота, которое хорошо отражало солнечный свет.

У самолёта была техническая проблема - острый нос создавал для лётчика мёртвую зону при посадке. Поэтому нос сделали опускающимся: на носу самолёта три первых окна жёлтые, потом два тёмных - вот та часть носа, где окна жёлтые, при взлёте и посадке опускалась. Экземпляр, хранящийся в Музее гражданской авиации, выставлялся в 1977 году в Ле-Бурже, но наград там не завоевал. Французам не понравилось, что в СССР сделали свой Конкорд. Этот же самолёт снимался в фильме “поэма о крыльях”.

Самый странный экспонат

М-15 - единственный в мире реактивный биплан. Бипланы превосходили монопланы по манёвренности, но сильно уступали им по горизонтальной скорости. Решить эту проблему можно было при помощи реактивности, но когда она появилась, век бипланов давно закончился. Единственные, кто всё-таки попробовал это сделать, стали польские авиастроители, которые разработали реактивный сельскохозяйственный биплан и производили его по советскому заказу. Всего в СССР было поставлено 172 таких самолёта. Задачей самолёта было распыление удобрений, он нёс почти три тонны полезной нагрузки.

Лётчик-испытатель Анджей Абламович за странный внешний вид и дикий рёв дал этому самолёту прозвище Бельфегор, которое прижилось. Бельфегор это архидемон в средневековых мистериях.

Идея ускорить биплан реактивной тягой была интересная, но очень усложняла управление самолётом. В воздухе Бельфегор не прощал лётчику ни малейшей ошибки.

М-15 Бельфегор стал первым самолётом в музее. С него началась история ульяновского Музея гражданской авиации.

Благодарим администрацию Музея гражданской авиации за экскурсию.

Максим Кузнецов