«ВкусВилл» открыл два магазина в Ульяновске, вложив, по оценкам экспертов, не менее 10 млн рублей. Это первая федеральная сеть премиум-сегмента, которая зашла в город. Ритейлер позиционирует свой ассортимент как товары для здорового питания, подчеркивая их качество и более широкий, по сравнению с другими точками, выбор деликатесов. Участники рынка считают, что первые магазины «ВкусВилл» работают в тестовом режиме, чтобы определить востребованность этого формата в Ульяновске.

«ВкусВилл» открыл по одному магазину в центре и на левом берегу Ульяновска. Сейчас ульяновцам доступны не все услуги сети, которые предлагаются в Москве и Санкт-Петербурге. У нас в городе «Вкусвилл» запустил доставку и помогающий передать вторсырье на переработку сервис. Также компания заявляет о возможности открытия в офисных помещениях микромаркетов со здоровым питанием по договоренности с местными предприятиями.

Справка.

Российская розничная сеть супермаркетов «ВкусВилл» ведет свою историю от открывшейся в 2009 году небольшой сети «Избенка», торговавшей свежей молочной продукцией. В 2012 году ассортимент решили расширить, и параллельно с «Избенками» начали открываться магазины «ВкусВилл», где к молочной продукции добавилась и другая — но тоже от небольших производителей и с маленьким сроком хранения. Время было максимально удачное: доходы населения постепенно росли, и жители страны (а особенно Москвы, где «ВкусВилл» и развивался первые годы) все чаще стали обращать внимание на здоровое питание. Даже несмотря на то, что по понятным причинам стоило оно дороже, чем продукция крупных корпораций, представленная в традиционных торговых сетях. Кризис 2014 года развитию бизнеса не помешал — на помощь пришли «контрсанкции», в результате которых с российского рынка ушли сильные конкуренты - в частности, финские и литовские производители. В 2017 году «ВкусВилл» пошел в регионы. Первые магазины за пределами Москвы и Подмосковья открылись в соседних с ними областях, а также в Санкт-Петербурге. По данным портала «Финтолк», по итогам 2019-го компания показала объем выручки в 82,5 млрд рублей, чистой прибыли - почти 3 млрд рублей. В 2019 году «ВкусВилл» заявил о планах выхода на IPO в 2021 году. По словам участников рынка, карантин скорректировал планы сети. На фоне пандемии рентабельность снизилась, руководство сообщило о решении закрыть часть магазинов.

Сам «ВкусВилл» не публикует отчетность и не предоставил 73online.ru информации о планах развития. Эксперты оценивают объем инвестиций в открытие магазинов не менее чем в 10 млн рублей и считают, что первые точки сети в Ульяновске начали работу в тестовом режиме. «"ВкусВилл" заходит не только в Ульяновск, но и в другие регионы, всегда начиная с тестовых продаж, - говорит создатель ульяновской сети магазинов здорового питания «Зеленая улица» Валентин Глухов. – Если продажи в городе не устраивают, то сеть закрывает магазины, иногда даже в течение месяца».

«Зеленая улица» Валентина Глухова – основной прямой конкурент «ВкусВилла» в регионе. В отличие от федерального ритейлера, местный бизнес имеет намного больше магазинов в Ульяновске и собственные склады, что позволяет снизить себестоимость доставки продуктов питания с ограниченным сроком хранения. Зато «ВкусВилл» отличает грамотная маркетинговая стратегия, указывают эксперты.

По мнению руководителя отдела анализа акций ГК «ФИНАМ» Натальи Малых, шансы на успех «ВкусВилла» в Ульяновске достаточно велики. «"ВкусВилл" нашел свою нишу и свой формат по площади и смог показать довольно впечатляющие темпы развития в последние годы, – отметила Наталья Малых. – Мы не удивляемся его экспансии в регионы, это ожидалось. Цены «ВкусВилла», конечно, несколько выше, чем в других обычных магазинах «у дома», но и качество лучше, и кроме того, ритейлер предлагает своего рода дифференцированный ассортимент, на который есть спрос не только в столице, но и регионах». В Ульяновске с населением порядка 600 тысяч человек есть покупатели с разным уровнем дохода, подчеркнула эксперт. «Многое зависит от локации, поэтому, думаем, «ВкусВилл» сможет оказаться конкурентным», – резюмировала Наталья Малых.

Оптимизм по поводу перспектив «ВкусВилла» в Ульяновске разделяют не все эксперты. Среди потенциально негативных факторов – небольшая средняя покупательная способность в городе и, как следствие, малая доля ульяновцев, которые могут обеспечить высокий уровень продаж в точках сети. «Мой прогноз, скорее, негативный, – говорит экс-топ-менеджер розничной сети «Магнит», бизнес-консультант Андрей Белоногов. – Даже в Москве, где покупательная способность намного выше, «ВкусВилл» воспринимается как магазин класса "средний плюс"». По мнению Андрея Белоногова, решение открыть магазины в Ульяновске может быть продиктовано стремлением не нарастить продажи, а привлечь больше средств инвесторов на IPO. Для удачного размещения акций важно количество точек в России и география присутствия сети.

В любом случае конкуренция в сегменте здорового питания в Ульяновской области в ближайшие месяцы обострится. В целом продажи не выросли, а появление новых игроков на рынке только сократило доли участников. «В этом году рынок не вырос, и в 2021 году ситуация вряд ли изменится, – считает Валентин Глухов. – Объемы продаж в сегменте могут пойти вверх только после отмены связанных с коронавирусом ограничений».

По мнению экспертов, решающим моментом в конкурентной борьбе «ВкусВилла» и местных предпринимателей за ульяновский рынок станет выход ритейлера на IPO, который планировался на 2021 год. Если негативные прогнозы участников рынка верны, после размещения на бирже, в успехе которого аналитики не сомневаются, ритейлер сам уйдет из Ульяновска без боя, закрыв убыточные магазины.

Фото: vkusvill.ru