Предварительные итоги обследования карьеров Ульяновской области озвучил сегодня в правительстве вице-премьер Роман Когтев. Сквозная статистика по недропользователям главу региона не устроила — Алексей Русских учил главу минприроды Гульнару Рахматулину работе с маркшейдерами и потребовал через неделю положить ему на стол аналитику по каждому карьеру. Губернатор подозревает бизнес в фальсификации документов и «черной добыче» полезных ископаемых — налоги идут «мимо кассы», не попадая в бюджет. У Рахматулиной, которая все чаще вызывает раздражение главы региона, появилась еще одна головная боль — приезжий куратор по экологии.

Отрасль недропользования видится правительству одним из основных источников доходов. Продолжается осмотр территорий, ищут карьеры. Компании, которые добывают ресурсы с нарушениями, ждет отзыв лицензий.

Обследовано 157 карьеров. Активно они разрабатываются в 12 муниципалитетах из 24. Три лучших в этом плане района — Павловский, Новоспасский и Николаевский. Роман Когтев говорит, что там есть точки роста для экономики региона.

У 60 карьеров есть лицензии, 64 — законсервированы, в 26 зафиксирована незаконная добыча, но в основном незначительная, ими пользуется население. Семь точек — для нужд администраций муниципальных образований, есть четыре намывных карьера в Димитровграде и Мелекесском районе.

Вице-премьер озвучил предварительные выводы: «Наличие лицензий не означает, что недропользователь имеет право вести добычу. Мягко говоря, сейчас полезные ископаемые добывают не по закону». По словам Когтева, в комплект документов также входит геологоразведка, отчет по промышленным запасам, проект по разработке месторождений, акты, планы по эксплуатации, зарегистрированные в технадзоре Самарской области, и так далее.

Замечено, что есть месторождения, благоприятные для захода новых инвесторов. Выяснилось также, что половина из активных карьеров находятся на землях сельхозназначения, а должны — на промышленных. Это влечет большие штрафы. «Нужен перевод в «промку», это даст дополнительные налоги в бюджет», — добавил Роман Когтев.

Более того, ряд недропользователей зарегистрированы в других субъектах РФ, поэтому налоговые отчисления идут мимо бюджета Ульяновской области. Зампредседателя правительства считает, что с бизнесом нужно встречаться и уговаривать оформлять обособленные подразделения в нашем регионе либо полный перевод. Например, компании, ведущие добычу в Чердаклинском районе, имеют юридические адреса в Ульяновске и Димитровграде: «Поступлений в муниципалитет толком и нет!».

В какой-то момент терпение губернатора Алексея Русских лопнуло.

— Когда будет четкая аналитика — сколько ископаемых из каждого карьера вынули, сколько должны и сколько заплатили налогов в бюджет? — спросил глава региона.

— По итогам первого квартала 2023 года, после сдачи отчетности, — ответила министр природы и цикличной экономики Гульнара Рахматулина.

Было заметно, что такой ответ губернатора не устроил.

— Необходимо запускать маркшейдеров, съездите комиссионно, надо подвести черту! Чтобы не было фальсификаций! Иначе вы еще три года будете ездить, а толку не будет! — с несвойственным ему раздражением сказал Русских. — Через неделю жду аналитику со слайдами по каждому карьеру.

Прежде глава региона заявлял, что намерен жестко бороться с черными недропользователями. Об этом он говорил после визита на песочный карьер недалеко от села Байдулино в Тереньгульском районе. По словам Алексея Русских, хозяин места добычи «вообще не платит налоги в бюджет».

По данным правительства, годовая сумма получаемых из этой сферы налогов составляет всего 1,5 миллиарда рублей. Размер недоимки пока не называется. Результатом работы комиссии станут материалы, которые могут лечь в основу уголовных дел. После завершения мониторинга работающих и «спящих» карьеров все полученные данные будут оцифрованы и нанесены на инвестиционную карту Ульяновской области.

Ранее в ЗСО министр Рахматулина озвучивала, что на проведение маркшейдерских работ (исследований месторождений — прим.) нужно 10 млн рублей — денег на это не выделяли последние 20 лет. Сейчас с карьерами по всей Ульяновской области работают только пять инспекторов — это сильно тормозит процесс. В 2023 году после всех исследований ожидается геологическая разведка карьеров мела и песка.

Глаз да глаз!

За минприроды приставлен еще один куратор, который специально прибыл из Москвы — Илья Вашенцев назначен вице-премьером правительства. Одной из основных задач перед ним ставят наведение порядка в работе министерства.

Представляя зампреда, глава региона подчеркнул, что сейчас большие задачи стоят перед экологическим блоком. Главе минприроды снова досталось на орехи. По мнению губернатора, ведомство уделяет недостаточно внимания мусороперерабатывающим предприятиям и рынку отходов. Работу Гульнары Рахматулиной он назвал слабой.

— У нас новый руководитель Илья Вашенцев. Он специалист, обладающий серьезными компетенциями в сфере бизнеса и госсектора [...] В ситуации с промвыбросами, стоками очистных сооружений, мусорными полигонами я улучшений пока не вижу, хотя не раз ставил перед министерством экологии и природных ресурсов подобные задачи. Уверен, Илья Олегович сможет навести в этой сфере порядок, — отметил Русских.

Общественность ждет развития событий с освоением денег из федерального бюджета на очистку нефтяного пятна в Винновской роще. Рахматулина уже успела оскандалиться с проведением работ, а экологи просят губернатора не брать грех на душу и не заводить в парк технику. Москвичу Вашенцеву придется глубоко погрузиться в проблему, чтобы сгладить углы.

Дарья Косаринова