Учтивые сотрудники «служб безопасности» банков оставляют ульяновцев без копейки. Веря голосу на другом конце трубки, люди переводят мошенникам свои сбережения, влезают в кредиты и долги. С каждым годом количество заявлений о таких случаях растет, аферы с использованием айти-технологий — тренд криминального мира. В региональной полиции констатируют, что за подобными преступлениями, как правило, стоят организованные группы, часто — из других стран.

Близки к национальному бедствию

Объем украденных телефонными мошенниками денег сравним с доходами ведущих российских банков. Эксперты разнятся в оценках, но даже при условии широкой вилки ущерб россияне несут гигантский, оцениваемый в десятки миллиардов рублей. «Мы близки к тому, чтобы считать телефонное мошенничество национальным бедствием», — заявил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

Телефонное мошенничество при этом — лишь один из методов, входящих в широкую группу преступлений в сфере информационных технологий: сюда относятся также обманы на сайтах объявлений, рассылка фишинговых ссылок, услуги «брокеров», хищения с помощью мобильных банков и другие виды отъема денег. Телефон является самым распространенным средством: по разным оценкам, от 43 до 50% преступлений совершаются с помощью мобильных средств связи.

* В конце декабря заволжской пенсионерке позвонил «сын» и попросил помочь откупиться от смертельного ДТП. Женщина отдала 80 тысяч рублей присланному курьеру. Полицейские недавно нашли звонившего — это житель Чердаклинского района — и к нему постучались СОБР и ОМОН. Дома у него обнаружили 380 тысяч рублей и 700 долларов. Штурм — на видео.

Аферы в сфере ИТ в целом стали новым трендом криминального мира: в 2020 году при снижении числа преступлений против личности количество правонарушений в информационных технологиях выросло на 73%. Тренд подтверждается и в Ульяновской области: с 2018 года количество заявлений о такого рода хищениях увеличилось более чем вдвое.

«Вам звонят из банка»

Популярность телефонных мошенничеств складывается из двух факторов: высокая доходность и сложность раскрытия. Последнее объясняется большим арсеналом технических средств, которые имеются в распоряжении мошенников и позволяют прятать информацию об авторе звонка: SIP-телефония, анонимайзеры, не требующие регистрации мессенджеры. Вывод денег, как правило, тоже устроен так, чтобы максимально затруднить их отслеживание: используется криптовалюта, сеть электронных кошельков. Прибегают и к услугам так называемых «дропов» — это люди, которые за процент обналичивают через свои карты похищенные суммы.

— По каждому номеру, счету нужен запрос, определенное судебное решение или следственные действия. Это требует большого количества времени, при этом зачастую серверы располагаются за пределами Ульяновской области или вообще за рубежом, — говорит замначальника отдела по противодействию преступлениям, совершенным с применением информационно-телекоммуникационных технологий управления уголовного розыска УМВД Ульяновской области подполковник полиции Денис Поломодов.

По его словам, самый популярный вид мошенничества сейчас — звонки из служб безопасности банков, сотрудники которых под разными предлогами заставляют адресата передать им данные счета или перевести деньги. При этом в последнее время преступники идут дальше, говорит Поломодов: чтобы убедить сомневающегося клиента, после «безопасника» человеку звонит якобы сотрудник правоохранительных органов и дожимает его.

* 65-летняя жительница улицы Хрустальной готова была продать квартиру, поверив мошенникам. Они сначала представились ей сотрудниками Службы безопасности Сбербанка, затем — оперативниками ФСБ. Напугав женщину, что кто-то пытается оформить на нее ипотеку, они уговорили ее участвовать в хитрой операции по поимке преступников, для чего нужно было бы продать квартиру и перевести 1,5 млн на специальный счет — якобы они потом вернутся. Помешала аферистам бдительная риелтор, через которую хозяйка решила продать квартиру.

Мошеннические «колл-центры»

По словам Дениса Поломодова, преступления в сфере ИТ-технологий чаще всего совершаются организованными группами, между участниками которых четко распределены роли: одни звонят, другие обналичивают деньги. Одиночки встречаются гораздо реже и, как правило, орудуют на сайтах бесплатных объявлений. Распространенное мнение о том, что мошеннические колл-центры чаще всего располагаются в колониях, он называет верным лишь отчасти — в последнее время такое встречается крайне редко. Между тем, по данным «Сбера», доход одного мошеннического «колл-центра» в месяц может составлять 1 000 000 долларов. В сутки из него совершают то 3 до 7 тысяч звонков, срабатывает менее 1%.

* В июле цильнинскому фермеру позвонил неизвестный, представился сотрудником топливной компании и предложил купить горючее. Мужчина поверил, заплатил 680 тысяч рублей, но обещанный грузовик с цистерной дизеля не получил. Полицейские отследили звонок и вместе с сотрудниками собственной безопасности УФСИН вышли на автора — им оказался сиделец одной из местных колоний.

Успех мошенников в первую очередь обеспечивает их подготовка. «Звонят с конкретным текстом, постановкой вопросов, планом, как и куда перевести деньги. Схема отработана», — рассказывает Поломодов.

*На видео телефонный мошенник демонстрирует на случайном человеке типичную схему «развода» — обмануть выходит легко.

Одной из причин доверия к телефонным мошенникам зачастую является то, что в разговоре они называют персональные данные абонента — имя и отчество, банк, который обслуживает его счет. Сотрудник полиции по понятным причинам не раскрывает, откуда берется такая информация — но в подавляющем большинстве это открытые источники. «Слив» персональных данных тоже случается, но это редкость.

Как бороться?

С телефонными мошенничествами борются на разных уровнях. В первую очередь — на законодательном: в Уголовный кодекс в статьи о кражах и мошенничествах (158 и 159 УК РФ) вводятся специальные пункты, регулирующие, например, хищения с банковских счетов. «Но основное — это профилактика: информирование людей о новых видах и способах мошенничества. Например, совместно с правительством мы проработали вопрос о распространении специальных информационных листовок» — рассказал Денис Поломодов. По его словам, вместе с этим совершенствуются и методы по раскрытию таких преступлений.

Со своей стороны шаги предпринимают и банки с сотовыми операторами. Так, в июне вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков сообщил о запуске пилотного проекта по учету и анализу телефонного мошенничества. Сервис позволит мониторить маршрут звонков и эффективнее выявлять преступников, а также передавать данные об их местоположении в МВД. Пилот стартует в конце 2021 года.

Фото: ru.depositphotos.com

Андрей Семёнов