До выборов в Законодательное собрание Ульяновской области осталось меньше года — избирательную компанию можно уверенно назвать стартовавшей. Несмотря на максимальное усиление властной вертикали («На кого в Кремле покажут, за того и проголосует большинство») и тщательно оберегаемый двухпартийный консенсус между ЕР и КПРФ, интрига никуда не исчезает, а просто меняет конфигурацию. Один из самых интересных вопросов, на которые предстоит получить ответ: кто возглавит партийный список «Единой России», автоматически заявив себя на должность председателя областного парламента — фактически, регионального политика № 2. Вес этого места и без того велик, а уж в преддверии президентских выборов 2024 года вырастает до максимальных значений. Ведь в руках спикера ЗСО сосредотачивается огромный медийный, административный и политический ресурс — больше только у губернатора. Плюс возможность формировать собственную повестку, напрямую влиять на принятие бюджета и важных законодательных актов. В руках умелого и опытного политика парламент даже в нынешнее «центробежное» время может стать вторым центром силы, причем даже альтернативным губернаторскому. Но пока в региональном отделении «Единой России» очевидного кандидата на эту ключевую позицию не просматривается. Кроме, пожалуй, Сергея Морозова, который продолжает оставаться одним из самых ярких публичных политиков региона (если не самым ярким) и явно не хочет исчезать из местной повестки. Может быть, именно для того, чтобы получить право повести однопартийцев на выборы, уверенно на них победить и начать снова влиять на жизнь региона в «оперативном» режиме? Что, если в этом и заключается тайный план экс-губернатора?

Если не Морозов, то кто?

— Такую возможность исключать нельзя, — говорит политолог Николай Васин, — Желание Морозова быть региональным лидером партии чувствуется. Он активен, постоянно напоминает о себе, проявляет инициативу, обращает на себя внимание. С другой стороны, его рейтинг, по моему мнению, не слишком высок. Но у кого он высок? У реготделения ЕР сегодня нет другого настолько же ярко выраженного лидера.

При этом Васин не уверен в реальном желании Морозова поменять Госдуму на ЗСО, разве что имеет место некоторая неудовлетворенность бывшего руководителя региона своим реальным положением на федеральном уровне — скорее всего, отказываясь от губернаторства в пользу депутатства, он рассчитывал на большее, чем посты зампреда комитета и заместителя руководителя фракции.

Политолог полагает, что сильная фракция ЕР с харизматичным предводителем в лице Морозова в определенной степени осложнит работу губернатора Алексея Русских. Появляется почва для конфликта, который вряд ли пойдет на пользу региону.

— Да, активность Морозова часто избыточна и не всегда вызывает положительные эмоции, но при этом он досконально знает регион и его проблемы. И если он станет председателем Заксобрания, то будет акцентировать внимание на тех вопросах, которые он считает наиболее актуальными. А исполнительная власть во главе с Алексеем Русских может считать иначе. Возможны разночтения и, как следствие, конфликты.

В силу сказанного Васин не уверен, что поход Морозова в ЗСО будет согласован высшим партийным руководством и администрацией президента. Но окно возможностей все же приоткрыто — а кого еще согласовывать? Реготделение не имеет ярко выраженных лидеров. Нет спикеров, способных внятно и четко изложить партийную и личную позицию.

— Если предвыборные социологические опросы покажут, что у ЕР пониженный рейтинг, то партийное руководство будет вынуждено идти на особые меры для его повышения — и тогда у Морозова появляется шанс, — говорит эксперт.

Практическая (не)целесообразность

Политолог Нина Дергунова солидарна с Васиным в оценках реготделения ЕР — за прошедшие два года в нем так и не появились новые лидеры, проблема с «вожаком» предвыборной тройки действительно есть. Морозов может на этом фоне оказаться единственной заметной фигурой, однако перспектива его выдвижения все равно мала. Ведь, несмотря на бурную публичную активность, он за два года так и не сгенерировал никаких инициатив, имеющих значение для региона. Да и практическая целесообразность такого решения вызывает у нашей собеседницы серьезные сомнения.

— Согласно социологическим данным, которые мне известны, нет никакого запроса на возврат бывшего губернатора в областную политику. О нем не вспоминают. Возникает вопрос: а с чем тогда идти к избирателям? К тому же одной из главных причин его ухода с должности является конфликтность. Ведь жесткое противостояние между ЕР и КПРФ было сформировано в значительной степени его руками. Появление Сергея Ивановича в новом качестве может опять обострить ситуацию — а кому это сейчас нужно? — говорит Дергунова.

Возможен раскол элит

На поставленный вопрос президент фонда «Региональная аналитика. Профессиональные исследования. Рейтинги» (РАПИР) Дмитрий Травкин реагирует цитатой из Гегеля: «Все возможное действительно, все действительное возможно». По его мнению, экс-губернатор обладает внушительным политическим рейтингом — приблизительно 40 процентов.

— Сегодня это ниже, чем рейтинг самой партии, но я не знаю других региональных политиков, кроме действующего губернатора, у кого рейтинг был бы больше. Политически такое возможно. Но нужно понимать, что реготделение ЕР не до конца субъектно в принятии подобных решений — тройка будет согласовываться с президиумом Генерального совета партии. А там могут быть разные точки зрения на подобную перспективу. Главная проблема, которая возникает в данном контексте — возможный раскол элит. Является ли это допустимым политическим риском в сегодняшней непростой ситуации? Большой вопрос, на который предстоит ответить людям, принимающим решения. Если, конечно, такая ситуация вообще возникнет, — комментирует Травкин.

Лучше в космос

Политтехнолог Лев Павлючков также указывает на федеральные политические структуры как на определяющие в вопросе формирования единороссовской парламентской тройки и включения в нее Морозова. И им такой вариант вряд ли понравится — времена не те.

— Подобная интрига была бы интересной и возможной в условиях, скажем так, мирного времени. Сейчас вся наша жизнь разделилась на до и после начала специальной военной операции. Активная жизненная и политическая позиция Сергея Морозова в разных контекстах может быть как созидательной, так и разрушительной. Появление в регионе второго мощного центра влияния, причем очень яркого и пиар-ориентированного, может усложнить работу правительства Алексея Русских. А ведь своими последними решениями о дополнительных полномочиях губернаторов президент Путин как раз четко дает понять, что заинтересован в единоначалии на местах. Общество тоже внятно транслирует запрос на единство, идеологическую и информационную ясность. Сегодня для страны гораздо важнее вопросы безопасности, социальной стабильности, снабжения армии, нежели политическое разнообразие и плюрализм мнений.

Фигура Морозова настолько масштабна, что должность спикера ЗСО мгновенно превратит его во второго губернатора. И что в такой ситуации делать Алексею Русских — начинать конкурировать и соревноваться в политическом эпатаже и PR? Ему сейчас вообще не до этого, он должен обеспечивать функционирование области в новом режиме, объявленном президентом. Да и нечестно было бы ставить действующего губернатора в такую ситуацию, ведь его заслуга в разрешении серьезного регионального политического кризиса огромна. Возвращение Морозова возродит этот кризис, ведь тут же в области снова появится Алексей Куринный. Нужно это внутриполитическому блоку администрации президента? Сильно в этом сомневаюсь, — говорит политтехнолог.

Еще одно сомнение Павлючкова — а заинтересован ли в таком развитии событий сам Морозов, таланты которого могут и должны быть востребованы на федеральном уровне. В частности, талант стартаперства, организации с нуля новых больших проектов — именно благодаря этому Ульяновская область смогла стать современным конкурентоспособным регионом.

— Сергей Иванович умеет быстро вникать в очень сложные вопросы, умеет созидать, организовывать сильные команды, заражать людей своим энтузиазмом. Ему нужно руководить структурой типа Роскосмоса — он бы смог! — считает Павлючков.

Андрей Арсентьев