В России вступил в силу закон о персонификации тарифов ОСАГО. Это второй – и последний - этап реформирования обязательной автогражданки. Теперь цена ОСАГО будет рассчитываться индивидуально для каждого клиента (в пределах установленных Центробанком ограничений). Страховщики могут учитывать стиль вождения, социальные факторы, нарушения водителем ПДД. Эксперты считают, что реформа приведет к росту конкуренции между страховыми компаниями, от чего выиграют автовладельцы.

Реформа началась в январе прошлого года. Тарифный коридор для страховых компаний был расширен на 20% вверх и вниз. На тот момент из-за убыточности выше 100% крупнейшие игроки рынка говорили о возможном отказе от лицензии на автогражданку. Реформа была призвана, во-первых, решить эту проблему, а во-вторых, сделать тариф более справедливым для каждого водителя, уйдя от усреднения.

За последние полтора года компании стали снова проявлять интерес к рынку автострахования, а цены на полисы, по данным Российского союза автостраховщиков, снизились в среднем на 5%.

Теперь страховые компании будут сами определять базовую ставку тарифа с учетом того, были ли у водителя грубые нарушения правил дорожного движения: проезд на красный свет, большое превышение скорости, выезд на встречную полосу или вождение в состоянии опьянения. Случаи, которые попадут на камеры видеофиксации, учитываться не будут.

Кроме того, новый федеральный закон предусматривает иные факторы, которые влияют на характеристику водителей и которые страховые могут определить сами. «Количество факторов у страховщиков может отличаться, а также их суть и перекрестное применение может быть разным», - пояснил начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков Андрей Спиров.

Сохранится ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО.

Вместе с тем появились и новые нормы, в том числе связанные с мерами по борьбе с распространением коронавируса:

- страховщики на своих сайтах будут размещать калькуляторы, которые помогут клиентам рассчитывать стоимость полиса;

- потерпевший автовладелец должен будет сообщить компании, где и когда планирует проводить независимую техническую экспертизу, если он будет делать это сам;

- до 30 сентября 2020 года договор ОСАГО можно заключить без диагностической карты, которая подтверждает прохождение техосмотра. Но когда все ограничения, установленные из-за ситуации с коронавирусом, снимут, автомобилист должен будет в течение месяца, но не позднее 31 октября 2020 года, эту карту страховщику предоставить.

- Если принятый закон будет соблюдаться, реформа сделает рынок ОСАГО более конкурентным - компании будут бороться за клиентов, предлагая им выгодные и доступные тарифы, - считает председатель правления Ульяновской городской общественной организации по защите прав потребителей «Успех» Дмитрий Щеглов. – В принципе, закон написан в пользу водителей – ждем положительных изменений.

- Проблема только в том, что не во всех регионах достаточно много различных страховых компаний, чтобы уровень конкуренции был действительно высоким. В Ульяновской области их не наберется и трех десятков. Важно, чтобы Центробанк тщательно контролировал в этих условиях соблюдение всех требований закона. Например, страховщики не должны навязывать водителям дополнительные услуги, чтобы получить больше прибыли, - добавил Дмитрий Щеглов.

Екатерина Старцева