Ульяновская таможня со всеми постами переходит в рамках таможенной реформы в подчинение Самарской. Реорганизация должна завершиться к 1 октября. Недавно Ульяновская таможня отчиталась о небывалом - почти в три раза - росте товарооборота, который в первом полугодии приблизился к отметке в 500 млн долларов. Эксперты надеются, что реформирование таможни не скажется на бизнесе негативно.

Приказ Федеральной таможенной службы России о реорганизации Оренбургской, Ульяновской и Самарской таможен подписан еще 29 апреля. Вообще же, таможенная реформа длится уже несколько лет - с 2012 года. С тех пор в регионах происходит реорганизация таможенных органов, их укрупнение - берутся по две-три соседние таможни и объединяются в одну. Реорганизация распространяется на все таможенные органы ФТС России в соответствии со Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года - создается единая сеть электронных таможен и центров электронного декларирования с преобразованием оставшихся в таможни фактического контроля.

В пресс-службе Ульяновской таможни 73online.ru пояснили, что регион и место деятельности самих постов таможни в процессе реорганизации не меняются, однако централизованного управления таможни в Ульяновске не останется – Димитровградский, Ульяновский, Симбирский таможенные посты и таможенный пост УАЗ переподчинят Самарской таможне. В связи с этим некоторые должностные лица и работники Ульяновской таможни с 1 октября подлежат сокращению либо переводу в таможенные органы ПФО и ФТС России. В пресс-службе не уточнили, сколько именно человек будут уволены или переведены, ограничившись формулировкой "небольшая часть".

- Реализация комплексной программы развития таможенной службы обеспечит автоматизацию бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, и переведет взаимодействие таможенных органов с бизнесом преимущественно в электронный вид. Это позволит сократить временные и финансовые издержки для участников внешнеэкономической деятельности, а также повысить эффективность таможенного контроля. Таким образом, экспортерам не придется вносить изменения в схему логистических поставок и документооборота с таможенными органами. Совершенствование процессов таможенного администрирования должно повысить конкурентоспособность российских участников ВЭД на международном рынке и инвестиционную привлекательность государства, а также будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры РФ, - пояснили в пресс-службе Ульяновской таможни.

По словам первого зампреда областного правительства Марины Алексеевой, на производственной деятельности участников ВЭД реорганизация не отразится, поскольку таможенные посты, которые осуществляют непосредственную работу по таможенному контролю, не оптимизируются и их функционал не изменяется.

- Оптимизируется только управленческий персонал, идет процесс централизации органов управления, - говорит г-жа Алексеева. - Реформа таможенных органов связана в первую очередь с цифровизацией процесса управления и сокращением управленческого аппарата. Так, например, в прошлом году в ПФО завершился процесс перехода на электронное декларирование, что позволило существенно сократить сроки оформления и уйти от человеческого фактора.

- Для предпринимателей и экспортеров, надеюсь, ничего не изменится. Думаю, услуги таможни быстро перейдут в электронный или цифровой формат, чтобы не возникало заминок и промедлений в торговых процессах, - считает председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.

Отметим, что в первом полугодии 2019 года внешнеторговый оборот по Ульяновской таможне достиг $487,35 млн, что почти в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В пресс-службе таможни 73online.ru пояснили, что за границу поставляются товары, которые по своей структуре имеют наибольший стоимостной объем - это в основном не сырьевая продукция, а высокотехнологичная: машинотехническая продукция, оборудование и компоненты, продукция химической промышленности. Наибольшую долю от стоимостного объема импорта составляет ввоз товаров из Германии (62,59%) - в основном это компоненты для оборудования линии по производству газосиликатных изделий, и Китая (14.59%) – части бурового оборудования, самоходные автопогрузчики с дизельным двигателем. Наибольшая доля стоимостного объема экспорта составляет в Египет (94,13%) - это промышленные товары и оборудование, а также Бразилию (0,93%) – радиоактивные препараты (молибден, йод и другие).

Игорь Игнатьев