Главе минкульта Евгении Сидоровой, похоже, предстоит разбираться с очередным библиотечным бунтом. Ее намерение объединить три крупных областных учреждения — детскую «Аксаковку», Дворец книги и библиотеку для слепых — в единый региональный центр восприняли в профессиональном сообществе, мягко говоря, без энтузиазма. Часть сотрудников боится, что это может привести к сокращению до 50% персонала и назначению на пост директора главы ЦБС Ольги Слеповой, известной авторитарным стилем управления. Другие работники системы более оптимистичны: реформа поможет создать единое окно для посетителей и повысит эффективность библиотек. Эксперты говорят о негативных политических последствиях скандала.

О том, что минкульт затеял оптимизацию библиотечной системы Ульяновской области, на уровне слухов было известно еще в декабре. Такую задачу перед Евгенией Сидоровой поставили начальники из правительства, дедлайн завершения процесса — конец нынешнего года. Обсуждение инициативы проходит за закрытыми дверями: сформирована рабочая группа из числа руководителей учреждений, но даже им концепция и модель реформы ещё внятно не представлена. Ожидается, что позиция будет публично озвучена ко Дню библиотекаря, 27 мая.

Принципиально против реформы выступила директор «Аксаковки» Татьяна Кичина. А 1 марта ее уволили. Формальная причина — не продлили подошедший к концу трудовой контракт. Собеседники же говорят, что у нее не осталось сил бороться с реформаторами.

Грядут сокращения?

Из-за молчания Сидоровой по поводу грядущих изменений в коллективах начались волнения. Сотрудники библиотек указали на негативные последствия слияния учреждений: это потеря их идентичности, необоснованное объединение под одной крышей трех разных аудиторий. Но главное — следующим шагом неизбежно станут увольнения. Однако мнение людей не услышали.

— Все в шоке. За оптимизацией следует сокращение: будет одна «голова» вместо трёх. Мы ожидаем увольнения 20-50% сотрудников. В основном людей предпенсионного возраста. Это корифеи, уникальные специалисты. А молодежь к нам идёт неохотно, — говорит анонимный источник.

Собеседник из минкульта, который пожелал остаться неназванным, говорит о еще одной причине опасения библиотекарей. Якобы уже решено, что директором объединённого центра станет глава ЦБС и хорошо знакомая министру Ольга Слепова. «У неё авторитарный стиль руководства, не терпящий возражений. За ней тянется шлейф скандалов, в частности бунт в библиотеке N8 год назад. Недавно она уже посетила учреждения на правах хозяйки», — говорит источник.

Ольга Слепова.

Есть и плюсы

Во Дворце книги настроения более сдержанные. Работники объясняют решение «белого дома» тем, что есть позитивный опыт аналогичной оптимизации в других регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане. К плюсам относят удобство «единого окна« для посетителей, в числе минусов — риски, следующие за цифровой каталогизацией: «При слиянии библиотек в один комплекс может потеряться часть архива, к тому же медленно идёт процесс обучения пожилых сотрудников работе с новым программным обеспечением».

Директор Дворца книги Светлана Нагаткина оптимистично смотрит на создание объединенной бухгалтерии, методического и информационного центров. По ее словам, коллектив по-разному воспринял новость. Нагаткина предполагает, что будет понижена в должности: «Стараюсь об этом не думать, но пока комментировать нечего. До сих пор не было никаких заседаний, где нам бы представили новую модель».

Министр Евгения Сидорова заявила, что реформа, в первую очередь, направлена на повышение эффективности, а не для получения экономического эффекта или сокращения персонала: «Как показывает практика, объединенные структуры работают более слаженно».

— Внедрение и использование цифровых технологий в библиотечном деле, создание единого электронного каталога и единого читательского билета помогут создать на базе трех госбиблиотек Региональный библиотечно-информационный комплекс (РБИК). Но говорить о параметрах объединения рано, — сказала она.

Политические последствия

По мнению эксперта Фонда «РАПИР» Николая Васина, латентное недовольство коллективов нарастает: «Власть должна быть внимательной и давать разъяснения, а пока такой открытости нет. Гóлоса министра о том, как она будет компенсировать риски для сотрудников, не слышно. Сидоровой предстоит продумать, как выйти из этой ситуации максимально безболезненно». По его мнению, глава минкульта, как и многие чиновники, не владеет технологией принятия непопулярных политических решений, и в этом ее слабое место.

Политолог считает, что в подобного рода конфликты должны включаться политические партии, которые сегодня не доносят мнение граждан. И в этом Васин видит серьёзную опасность: «Через год выборы в ЗСО. Работники бюджетной сферы, в данном случае библиотекари — профессиональные коммуникаторы с избирателем. Когда они начинают отказывать в доверии власти, теряется контроль и влияние. Если обижают людей, ждите сюрпризов!».

Дарья Косаринова