Старинный крест, спасенный из безжалостно разрушенной НКВДшниками церкви, положил начало музею, который жители села Красный Яр собственноручно открыли в здании бывшей школы. Кресты, утварь, ткацкий станок, книги 15-16 веков - все вещи в музее подлинные. Экспозиция собиралась по инициативе настоятеля храма Николая Чудотворца отца Николая.

История музея в селе Красный Яр начинается с креста, который долгое время хранила у себя в сарае одна из местных жительниц, пряча его от репрессий НКВДшников. Этот крест стоял в Богородицко-Смоленской церкви - первой деревянной церкви в Красном Яре, ныне разрушенной. В церковной ведомости за 1910 год уточнялось, что церковь построили в 1848 году вместо обветшавшей старой, а в 1849-м ее освятили по благословению епископа Симбирского и Сызранского Феодотия. Летом 1912 года на месте старой церкви планировали положить фундамент, а в апреле 1913-го построить новый храм, чтобы к осени закончить его и подготовить к освящению. Но в этом же году в Красном Яре случился большой пожар, в котором сгорела и недостроенная церковь. С большими трудностями, но храм все же удалось достроить к октябрю 1913 года.

В 1930-е годы красноярские священники подверглись репрессиям. Коренная жительница Красного Яра Анна Кулагина (1938 г.р.) подробно рассказывала о событиях, связанных с уничтожением храма: «Большая церковь была, деревянная. В ней были зимний и летний престолы. Как называлась, не помню, но в Красном Яре поклонялись Николаю Чудотворцу. Примерно в 1940-1950-е годы церковь закрыли, а в 1954-м сломали, причём ломали несколько дней. Сначала снимали купола (а также три больших колокола и несколько маленьких – наверное, их в город увезли) – трактористы. Стены разобрали, половина брёвен пошла на клуб, половину взяли жители. В первый день, когда начали ломать храм, собрались местные уроженцы (они были против этого), даже те, которые жили в городе, но ничего сделать не смогли. Разборкой церкви командовал Владимир Арефьев (председатель сельсовета), видимо, поступил приказ сверху. Икон уже не было – их увезли в город. Трактористы сначала отказывались ломать, но третий из них – Григорий Прямов, согласился. Потом на эту семью посыпались несчастья (умирали, дом сгорел, один попал в тюрьму, а внучка Прямова недавно приняла мусульманство). В церкви сушили хлеб, она как-то загоралась. В первый день разрушения храма верующие принесли моей маме большой деревянный крест, чтобы она его спрятала (прятали на сеновале)».

Таким образом крест удалось сохранить до сегодняшних дней, но в новый Никольский храм (в честь Николая Чудотворца) его решили не ставить, а передать в музей.

- Раньше у нас был музей при школе, но примерно 6-7 лет назад ее оптимизировали и перевели в Колхозный, а музей вместе с ней, - рассказывает руководитель клуба Наиля Искандерова. – Идея создания нового музея давно витала в воздухе, но не было человека, который бы этим занялся.

Таким человеком стал настоятель храма Николая Чудотворца отец Николай. Под его началом местные жители по крупицам стали восстанавливать историю своего села. Сейчас в музее более 100 экспонатов: тот самый крест, спасенный из первой деревянной церкви; ткацкий станок, подаренный музею жителем Нижнего Новгорода; книги 15-16 веков, считающиеся самыми старинными экспонатами, и многое другое.

- Все это собирали сами местные жители. Одно время к нам повадились ездить любители антиквариата. И у тех, кто не разбирается, выкупали старинные вещи за копейки. Это и самовары, и медные тазы. Все вывезли, а что осталось - принесли нам, - рассказывает Наиля Искандерова.

Музей оборудовали в здании бывшей школы. Сейчас в нем представлено три экспозиции, посвященные вере и храму, быту и Великой Отечественной войне.

Посмотреть на редкие экспонаты приезжают из разных уголков России. Например, недавно Красный Яр посещали гости из Москвы - один из них раньше учился в этой школе, а на фотографии с выставки, посвященной ВОВ, нашел своего деда.

Пока музей работает только по запросам – нет смотрителя. В скором времени экспозиции могут переехать в здание нового клуба, который строится в селе, и тогда уже музей заработает в полную силу.

Елена Скворцова